В связи с интересом пользователей сайта и обучающихся к применению дистанционных технологий при очном обучении Институт лабораторной медицины повторно публикует ответ Министерства образования и науки по данному вопросу.

По вопросу форм обучения и их определений

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - вуз), с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 

Сущностные определения установленных законодательно форм обучения «очная», «заочная», «очно-заочная» действующими нормативными правовьми актами не установлены. 

Вместе с тем, положениями отдельных статей Федерального закона регламентируются особенности организации и условия обучения в отношении конкретных форм обучения. 

Так, указание на объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (далее - объем занятий) содержится в выше указанной статье Федерального закона. То есть, объем занятий является одним из условий установления формы обучения и личного выбора каждого при поступлении на обучение.

Также согласно части 4 статьи 11 Федерального закона формы обучения отличаются друг от друга сроками получения образования, которые устанавливаются в соответствии с федеральньши государственньми образозательньши стандартами (далее - ФГОС).

Так, например, в соответствии с требованиями ФГОС срок обучения по программам бакалавриата в очной форме обучения составляет 4 года, в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Срок получения образования по программам магистратуры в очной форме обучения составляет 2 года. В очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Кроме того, требованиями ФГОС соответствующих уровней высшего образования с учетом форм обучения (очной; очно-заочной; заочной) установлены объемы образовательньгх программ, реализуемых за один учебннй год. Так, например, объем программы бакалавриата в очной форме обучения составляет 60 з.е. (зачетннх единиц), в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

При зтом требованиями ФГОС высшего образования установлено, что конкретньй срок получения образования и объем образовательной программы соответствующего уровня образования (бакалавриат; специалитет; магистратура), реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

Также законодательством Российской Федерации об образовании для обучающихся по очной форме обучения предусмотрены меры социальной поддержки и стимулирования.

Так, в соответствии с частями 3 и 6 статьи 36 Федерального закона студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона обучающимся по основньм образовательным программам, в том числе высшего образования, по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях, вузом предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у вузов.

В свою очередь, обучающимся по заочной форме обучения указанные жилые помещения предоставляются на период прохождения ими промежуточной и итоговой аттестации.

Кроме того, обучающимся по очно-заочной и заочной формам обучения, которые совмещают работу с получением образования, предоставляются дополнительнне отпуска с сохранением среднего заработка в соответствии с Трудовьм кодексом Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что определения терминов «форма обучения», «очная форма обучения», «заочная форма обучения», «очно-заочная (вечерняя) форма обучения» можно найти в справочной литературе (например, словарях, справочниках, знциклопедиях, глоссариях по педагогике, образовательным технологиям и т.д.), других информационных источниках (например, учебных и учебно-методических пособиях по педагогике и психологии).

По вопросу форм обучения и образовательных технологий

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

На основания части 2 статьи 13 и части 2 статьи 16 Федерального закона при реализации образовательных программ вузы имеют право применять злектронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России). Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 утвержден Порядок применения вузами злектронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка вузы реализуют образовательные программы или их части с применением, в том числе дистанционных, образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной,  итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий вузы самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.

Также положениями пункта 3 0 Порядка определено, что объем образовательной программы не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различннх форм обучения, применения злектронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.


Таким образом, дистанционное обучение является образовательной технологией и, соответственно, может применяться при освоении образовательной программы при любой форме обучения, в том числе, очной.

При этом какие-либо образовательные технологии, в том числе дистанционные, не являются формой обучения и не могут подменять их. То есть, вуз может использовать дистанционные образовательные технологии как средство организации учебного процесса реализуемых в любой, в частности, очной форме обучения, образовательньгх программ.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что соответствующими ФГОС закреплено по каким профессиям, специальностям и направлениям подготовки, реализация образовательных программ с применением исключительно злектронного обучения, дистанционных технологий не допускается.

Ссылка на ответ Минобрнауки России