Проект постановления Правительства Российской Федерации

‎«О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – проект постановления) подготовлен на основании части 4 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 2а постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 ‎«О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – постановление № 1492).

Проект постановления подготовлен в соответствии с:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ ‎«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ ‎«О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период ‎2019 и 2020 годов»;

основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, представленных письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 18683-АТ/ДОЗи (далее – прогноз социально-экономического развития).

Проект Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 ‎и 2021 годов (далее – Программа) содержит ряд новых положений по сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением № 1492.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») расширен перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, для лечения которых лекарственные препараты централизованно закупаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов).

Расширен перечень критериев доступности и качества, устанавливаемых Программой, по которым в субъектах Российской Федерации будет проводиться оценка эффективности реализации территориальных программ, в части оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях и ВИЧ-инфекции.

В части медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, предусматривается оптимизация нормативов объема медицинской помощи по видам и условиям ее оказания, что позволит проиндексировать нормативы финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи без увеличения размера подушевого норматива финансирования Программы в 2019 году по сравнению с 2018 годом и даст возможность более эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на финансирование медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы).

Индексация средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2019 год осуществлялась в соответствии с прогнозом социально-экономического развития с учетом увеличения расходов на заработную плату медицинских работников на прогнозный темп роста номинально начисленной среднемесячной заработной платы в 2019 году (5,1 %) и увеличения остальных расходов на индекс потребительских цен (4,3 %).

В Программе предложено установление среднего норматива финансовых затрат за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 случай оказания медицинской помощи выездными бригадами скорой медицинской помощи во время транспортировки при санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами. При этом установление норматива объема указанной медицинской помощи в Программе не предусмотрено, с учетом различной потребности субъектов Российской Федерации этот норматив устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно.

В целях более эффективного использования бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предложена методика расчета коэффициентов дифференциации, применяемых при расчете подушевых нормативов финансового обеспечения территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предлагаемая методика представлена в приложении № 2 к Программе.

Разработка показателей проекта базовой программы обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов осуществлялась с учетом результатов исполнения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2017 году, в том числе фактических размера и структуры расходов на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на основании данных годовой формы федерального статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению», утвержденной приказом Росстата от 29.09.2017 № 646.

Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, на 2019-2021 годы скорректированы с учетом результатов исполнения нормативов базовой программы обязательного медицинского страхования в 2017 году, динамики объемов медицинской помощи, оказанной в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования за период 2016-2017 годов и Указа № 204 .

При подготовке Программы продолжен переход от валовых показателей объема медицинской помощи (койко-дни) к показателям, характеризующим законченные случаи лечения пациентов. В целях разработки единых подходов к планированию и оплате специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в качестве норматива объема медицинской реабилитации помощи в стационарных условиях предлагается вместо 1 койко-дня ввести 1 случай госпитализации.

В Программе изменена структура оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, уменьшен норматив объема обращений с заболеваниям и увеличен норматив объема медицинской помощи, оказываемой с профилактическими и иными целями.

В Программе увеличены нормативы норматива объема медицинской помощи, оказываемые в условиях круглосуточного и дневного стационаров.

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования рассчитывались исходя из нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования на 2018 год, проекта основных параметров бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019-2021 годы, подготовленного в соответствии прогнозом социально-экономического развития.

С учетом включения в базовую программу обязательного медицинского страхования дополнительно 2 методов высокотехнологичной медицинской помощи, внесения изменения в стандарты медицинской помощи и реализацией Указа № 204 темп прироста норматива финансовых затрат на 1 случай госпитализации в стационарных условиях составил 7 %.

При обосновании среднего норматива финансовых затрат на 1 случай госпитализации в стационарных условиях учтена потребность в дополнительном финансовом обеспечении оказания медицинской помощи в стационарных условиях в связи с изменениями, внесенными в утвержденные стандарты медицинской помощи в период 2017-2018 годов, а также реализации программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» в соответствии с Указом № 204, а также скорректированы предельные сроки ожидания проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями.

В соответствии с решением созданного при Министерстве здравоохранения Российской Федерации межведомственного совета по формированию перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи от 3 июля 2018 года в Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (раздел I) дополнительно включены следующие виды ВМП:

- эндопротезирование суставов конечностей при выраженных деформациях, дисплазии, анкилозах, неправильно сросшихся и несросшихся переломах области сустава, посттравматических вывихах и подвывихах, остеопорозе и системных заболеваниях, в том числе с использованием компьютерной навигации;

- коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца при ишемической болезни сердца со стенозированием 1 - 3 коронарных артерий.

Также по профилю «Челюстно-лицевая хирургия» добавлены следующие методы лечения:

- хирургическое устранение аномалий челюстей путем остеотомии и перемещения суставных дисков и зубочелюстных комплексов;

- удаление новообразования с одномоментным устранением дефекта с использованием трансплантационных и имплантационных материалов, в том числе и трансплантатов на сосудистой ножке и челюстно-лицевых протезов;

- устранение дефектов и деформаций с использованием трансплантационных и имплантационных материалов.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, проиндексированы по сравнению с 2018 годом в части оплаты труда на 5,1 % и в части приобретения медикаментов и прочих расходов на 4,3 % в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.

Источник: http://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=83172