Технология виртуальной реальности, позволяет погрузить человека в виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности), где он может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризированной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. Достижение эффекта полного погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии.
Технология дополненной реальности позволяет интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием индикатора на лобовом стекле, очков или шлемов дополненной реальности или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг).
Широкое внедрение данных технологий способствует развитию экономики страны, существенному повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях, формированию новых подходов к процессу обучения и повышению уровня образования, качественному повышению уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врача. Технологии создают новейшие способы коммуникаций и потребительских сервисов, формируют массовые медиа для современного поколения.
Искусственный интеллект может применяться для реализации новых возможностей человека во всех сферах деятельности, в том числе для: освобождения человека от монотонной работы путем автоматического создания программного обеспечения; поддержки в принятии решений; автоматизации опасных видов работ; поддержки коммуникаций между людьми.
Утвержденная дорожная карта представляет собой набор технологических задач, разделенных по субтехнологиям, с указанием сроков перехода между стадиями НИР, ОКР и коммерциализации. Кроме того, в дорожной карте приведены ключевые барьеры для развития данных технологий и мероприятия по их преодолению.
"Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Технологии виртуальной и дополненной реальности"
"Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Нейротехнологии и искусственный интеллект"
ДОРОЖНАЯ КАРТА
РАЗВИТИЯ "СКВОЗНОЙ" ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
"ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"
- 1. Преамбула, введение, общее описание направления развития СЦТ
- Таблица 1. Определение субтехнологий и их уровень развития в мире и России
- Приоритизация субтехнологий между собой и обоснование
- Эффекты от развития VR/AR-технологий и субтехнологий (технологическое лидерство, экономическое развитие, социальный прогресс)
- Перечень рисков и ограничений развития заделов по VR/AR-субтехнологиям, создания перспективных российских решений на их базе
- Ограничение развития VR/AR-технологий по имеющимся заделам
- 2. Текущее состояние и целевые показатели развития до 2021 и 2024 года (технологические и отдельные экономические)
- 3. Технологические задачи и предложения по их решению, ожидаемый результат применения мер, предлагаемые инструменты
- Таблица 3. Направления, этапы и мероприятия по решению технологических задач для субтехнологий
- 1. Субтехнология: "Средства разработки VR/AR-контента, технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика"
- 1.1. Технологическая задача: Создание универсального средства адаптации существующего и разработки нового VR/AR-контента (конвертер). Наличие универсального интерфейса с потенциалом стать стандартом, сопоставление цифровой копии с реальным объектом в реальном времени
- 1.2. Технологическая задача: Создание средства представления VR/AR-контента: аналитический формат вся графическая информация передается без видимых пользователю задержек в виртуальной и дополненной реальности как в web-формате, так и на специализированных устройствах
- 1.3. Технологическая задача: Создание отраслевых стандартов пользовательского опыта (UX). Сформированы единые правила и механизмы для пользовательского поведения в ВР/АР, которые дают наибольший эффект от применения технологии
- 2. Субтехнология: "Платформенные решения для пользователей, включая дистрибуцию и универсальные пользовательские редакторы"
- 2.1. Технологическая задача: Создание платформенных решений для пользователей для доставки (дистрибуции) VR/AR-контента
- 2.2. Технологическая задача: Создание платформенных решений для пользователей, включая универсальные пользовательские редакторы
- 2.3. Технологическая задача: Создание платформенных решений для использования пользователями без специального IT-образования, которые включают библиотеку объектов и систему создания контента (конструктор)
- 3 Субтехнология: "Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии"
- 3.1. Технологическая задача: Создание универсальной системы трекинга, объединяющей доступные системы с потенциалом стать техническим стандартом, включая специализированные системы трекинга, с распознаванием 3D-объектов в реальном времени. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов
- 3.2. Технологическая задача: Создание технологий захвата движений в VR/AR и фотограмметрии, специализированных для здравоохранения и промышленности. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов
- 3.3. Технологическая задача: Разработка стандарта универсальной инфраструктуры позиционного трекинга
- 4. Субтехнология: "Интерфейсы обратной связи, сенсоры (VR/AR)"
- 4.1. Технологическая задача: Разработка многоканальной обратной связи на базе миостимуляции. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов
- 4.2. Технологическая задача: Создание интерфейса обратной связи 6D-платформы для осуществления полного погружения в виртуальную реальность. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов. 50% пользователей не могут отличить создаваемую имитационную среду от реальной обстановки
- 4.3. Технологическая задача: Создание модулей симулирующих устройств с воспроизведением естественных запахов, вкусов, звуков, проприоцепции с достоверным восприятием. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов
- 5. Субтехнология: "Технологии графического вывода"
- 5.1. Технологическая задача: Варифокальная VR-гарнитура с биотическим разрешением 50 пикселей на 1° с трекингом глаз и интеллектуальным графическим и физическим окружением. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов. 50% пользователей не могут отличить визуализацию от реальной обстановки
- 5.2. Технологическая задача: Варифокальная VR-гарнитура с биотическим разрешением 50 пикселей на 1° с трекингом глаз и интеллектуальным графическим и физическим окружением. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов
- 5.3. Технологическая задача: Внедрение трекинга глаз в VR/AR-гарнитуры. Сформированы технологические заделы для создания российских аппаратных комплексов
- 6 Субтехнология: "Технологии оптимизации передачи данных"
- 1. Субтехнология: "Средства разработки VR/AR-контента, технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика"
- Таблица 3. Направления, этапы и мероприятия по решению технологических задач для субтехнологий
- 4. Оценка требуемых ресурсов в привязке к инструментам поддержки
ДОРОЖНАЯ КАРТА
РАЗВИТИЯ "СКВОЗНОЙ" ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
"НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"
- 1. Преамбула, введение, общее описание направления развития СЦТ
- 1.1. Описание сквозной цифровой технологии и эффекты от развития СЦТ
- 1.2. Краткая характеристика субтехнологий и качественные критерии, позволяющие определить субтехнологию из выборки большого количества технологических решений (признаки для каждой субтехнологии)
- 1.3. Описание областей применения
- 1.4. Основные разработчики в России в разрезе суб-СЦТ
- 1.5. Краткая информация о рынке
- 1.6. Приоритизация субтехнологий между собой и ее обоснование
- 1.7. Верхнеуровневая оценка наличия синергетических эффектов
- 1.8. Перечень ограничений развития СЦТ
- 2. Текущее состояние и целевые показатели развития до 2021 и 2024 года
- 3. Технологические задачи и предложения по их решению, ожидаемый результат, предлагаемые инструменты
- 3.1. Перечень технологических задач
- Таблица 8 - Технологические задачи и ожидаемые результаты
- 1. Субтехнология "Компьютерное зрение"
- 1.1. Технологическая задача: Сбор наборов данных (data sets) и обучение классификаторов
- 1.2. Технологическая задача: Сбор набора данных (data sets) и обучение системы по "ситуации"
- 1.3. Технологическая задача: Синтез/генерация 3D, 2D изображений и видеообъектов с сохранением узнаваемости
- 1.4. Технологическая задача: Получение и обработка информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем, в том числе LIDAR
- 1.5. Технологическая задача: Детекция и идентификация субъектов в сложной окружающей среде
- 1.6. Технологическая задача: Высокоскоростная идентификация большого количества объектов в различных частях электромагнитного спектра
- 1.7. Технологическая задача: Автономная семантическая сегментация, классификация и идентификация, разбиение на объекты и распознавание мелких деталей, в том числе в режиме реального времени
- 1.8. Технологическая задача: Понимание образов с учетом контекста и сигналов из нескольких источников (data fusion/комплексирование в рамках э/м волн)
- 1.9. Технологическая задача: Психографический и эмоциональный анализ поведения людей и животных на основе видеоданных
- 1.10. Технологическая задача: Гибридные системы компьютерного зрения (комбинация с ИИ и без)
- 2. Субтехнология "Обработка естественного языка"
- 2.1. Технологическая задача: Спам-фильтрация на основе искусственного интеллекта
- 2.2. Технологическая задача: Интеллектуальный поиск ответов в тексте и "понимание" запросов пользователя
- 2.3. Технологическая задача: Распознавание ошибок, слэнга и аббревиатур
- 2.4. Технологическая задача: Учет контекста/истории взаимодействия, группировка и классификация при распознавании текста
- 2.5. Технологическая задача: Понимание различных литературных приемов и стилей
- 2.6. Технологическая задача: Автоматический подбор, выбор и интеграция навыков
- 2.7. Технологическая задача: Динамическое распознавание смысла (распознавание до получения законченного предложения/абзаца)
- 2.8. Технологическая задача: Синтез уникальных текстов (в том числе художественные произведения)
- 2.9. Технологическая задача: Выделение наиболее важной информации и контекста
- 2.10. Технологическая задача: Распознание эмоциональных оттенков и субэмоций речи и текста
- 3. Субтехнология "Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений"
- 3.1. Технологическая задача: Предсказательное моделирование результатов работы/обучение без тестирования в реальной среде (оценка качества работы)
- 3.2. Технологическая задача: Принятие решений на основе открытых источников данных и неструктурированной информации
- 3.3. Технологическая задача: Принятие решений в реальном времени (в том числе в рамках непрерывного процесса)
- 3.4. Технологическая задача: Обоснование решений, принятых на основе искусственного интеллекта
- 3.5. Технологическая задача: Технологии предиктивного анализа данных
- 3.6. Технологическая задача: Системы управления, учитывающие физических процессы, происходящие с объектом
- 3.7. Технологическая задача: Динамическое адаптивное управление и ориентация отдельного объекта в сложных/недетерминированных условиях
- 3.8. Технологическая задача: Централизованное управление группой/роем объектов
- 3.9. Технологическая задача: Децентрализованное управление группой/роем однородных объектов
- 3.10. Технологическая задача: Децентрализованное управление группой/роем однородных объектов
- 3.11. Технологическая задача: Использование искусственного интеллекта для проектирования сложных объектов (систем, роботов, алгоритмов)
- 3.12. Технологическая задача: Разметка данных при помощи искусственного интеллекта
- 3.13. Технологическая задача: Задачи менеджмента данных при помощи искусственного интеллекта (интеграция, обогащение, контроль качества и т.д.)
- 4. Субтехнология "Распознавание и синтез речи"
- 4.1. Технологическая задача: Проверки подлинности речи
- 4.2. Технологическая задача: Распознавание звуков и речи в сложных условиях (шумы, большое расстояние и т.д.)
- 4.3. Технологическая задача: Распознание сложных смысловых конструкций и слэнга в речи
- 4.4. Технологическая задача: Создание средств управления эмоциями и смысловыми конструкциями в синтезированной речи
- 4.5. Технологическая задача: Синтезирование речи на другом языке
- 4.6. Технологическая задача: Распознавание антропологических признаков на основе речи
- 4.7. Технологическая задача: Классификация и взаимное расположение источников звука (музыка; бытовые шумы; звуки, сопровождающие опасные ситуации и т.д.)
- 4.8. Технологическая задача: Распознание эмоциональных оттенков и субэмоций речи
- 5. Субтехнология "Перспективные методы и технологии в искусственном интеллекте"
- 5.1. Технологическая задача: One-Shot learning (один/несколько объектов)
- 5.2. Технологическая задача: Автоматизация обучения нейронных сетей (Auto ML)
- 5.3. Технологическая задача: Гибридные модели - комбинации моделей на основе данных с "классическими" моделями, а также комплексирование различных методов ИИ
- 5.4. Технологическая задача: Анализ тактильных сигналов
- 5.5. Технологическая задача: Обучение по аналогии
- 5.6. Технологическая задача: Обучение без учителя
- 5.7. Технологическая задача: Семантический динамический анализ образов и сцен с учетом контекста и комплексирования данных из различных источников, включая видео, текст, голос и т.п.
- 5.8. Технологическая задача: Интерпретация и обоснование принимаемого решения искусственного интеллекта (eXplainable AI)
- 5.9. Технологическая задача: Сильный искусственный интеллект (AGI)
- 1. Субтехнология "Компьютерное зрение"
- Таблица 8 - Технологические задачи и ожидаемые результаты
- 3.2. Мероприятия по развитию СЦТ
- 3.1. Перечень технологических задач
- 4. Оценка требуемых ресурсов в привязке к инструментам поддержки
- Глоссарий
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий