Антимонопольные органы часто находят нарушения, связанные с требованиями к составу заявки, со сроками заключения и оплаты контрактов. С опорой на свежую административную практику за период сентябрь-октябрь 2019 года в обзоре представлена информация, как избежать таких нарушений.
 

Как должно быть: характеристики закупаемого товара нужно описать таким образом, чтобы под них подходили товары нескольких марок или производителей. Кроме того, нельзя ссылаться на технические условия, поскольку определенный номер ТУ соответствует продукции только одного производителя.
Исключение - случаи, когда имеется специфика использования товара.
 
Документы: Решения Новосибирского УФАС России от 28.08.2019 N 054/06/33-1630/2019, Якутского УФАС России от 03.09.2019 N 014/06/64-2044/19
 
Как должно быть: сначала нужно определить момент, не позднее которого участники могут запросить разъяснения. По общему правилу прием запросов прекращается за три дня до даты окончания срока подачи заявок. Например, срок подачи заявок заканчивается 20 сентября 2019 года, значит, запрос можно направить не позднее 16 сентября. Затем нужно прибавить два дня (максимальный срок для ответа на запрос) - это и будет дата окончания срока предоставления разъяснений. В нашем примере - 18 сентября.
Обратите внимание: если срок направления запроса заканчивается в выходной день, он сдвигается на ближайший рабочий день. Соответственно этому нужно перенести и дату окончания срока предоставления разъяснений.
Например, если крайний срок направления запроса о разъяснении выпал на субботу, 14 сентября, срок сдвигается на понедельник, 16 сентября. Датой окончания срока предоставления разъяснений будет 18 сентября.
 
Документы: Решения ФАС России от 22.07.2019 по делу N 19/44/105/1983, Ярославского УФАС России от 04.09.2019 по делу N 076/06/67-467/2019
 
Как должно быть: в проекте контракта нужно указать, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
До 14 августа 2019 года требования были сформулированы иначе. Речь шла об общей сумме начисленной неустойки (штрафов, пеней). Сейчас - только об общей сумме штрафов.
 
Документ: Решение Пермского УФАС России от 03.09.2019 N 013200
 
Как должно быть: в документации нужно указать перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.
Напомним, в сам контракт необходимо будет включить перечень конкретных работ, их цена должен быть не меньше 25% от цены контракта. Кроме того, нужно установить ответственность за невыполнение подрядчиком этого условия.
 
Документ: Решение Курского УФАС России от 28.08.2019 по делу N 046/06/64-473/2019
 

 
Как должно быть: в протоколах рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе и вторых частей заявок на участие в аукционе нужно указать:
- что именно в заявке участника оформлено ненадлежащим образом или какой документ не представлен;
- какое положение Закона N 44-ФЗ нарушено. Нельзя сослаться на весь Закон N 44-ФЗ, необходимо указать конкретную статью;
- какое положение документации нарушено.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе достаточно указать пункты документации, которым не соответствует заявка, и отметить, какие именно положения заявки противоречат этим пунктам.
 
Документы: Решения ФАС России от 01.08.2019 по делу N 19/44/105/2100, Санкт-Петербургского УФАС России от 28.08.2019 по делу N 44-4270/19
 

Как должно быть: электронная подпись должна действовать все время, пока идет закупка. Правило, казалось бы, очевидное, но один из заказчиков не смог вовремя направить участнику проект контракта как раз из-за того, что истек срок действия подписи. УФАС признало это нарушением.
 
Документ: Решение Челябинского УФАС России от 28.08.2019 N 074/06/105-1625/2019 по делу N 628-ж/2019
 

Как должно быть: если закупаемые товары, работы, услуги указаны в каталоге, то их наименование и характеристики нужно привести по нему. Если этих характеристик недостаточно, дополните их, но обоснуйте, для чего это сделано.
 
Документ: Решение Челябинского УФАС России от 17.09.2019 по делу N 074/06/105-1810/2019(671-ж/2019)
Рекомендуем: Как использовать каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
 

Как должно быть: в документации и проекте контракта должно быть указано, что аванс не выплачивается, если контракт будет заключен с участником, который снизил НМЦК на 25% и более.
 
Документ: Решение Ставропольского УФАС России от 17.09.2019 по делу N 026/06/64-1436/2019
 

Как должно быть: срок подачи заявок начинает отсчитываться с даты публикации извещения. Он должен составлять не менее:
- 7 дней - если закупка с НМЦК (максимальным значением цены контракта) не больше 300 млн руб., а для закупок на строительство, реконструкцию, капремонт или снос объекта капстроительства НМЦК не больше 2 млрд руб.;
- 15 дней - в остальных случаях.
 
Речь идет о полных календарных днях. Например, 28.08.2019 заказчик опубликовал извещение о закупке с НМЦК 26 млн руб. Первый день срока будет 29.08.2019, последний - 04.09.2019. Значит, дата окончания срока подачи заявок - 05.09.2019.
 
Документы: Решения Новосибирского УФАС России от 10.09.2019 N 054/06/64-1742/2019, Псковского УФАС России от 12.08.2019 по делу N 44-127/19
 
Как должно быть: в инструкции нужно разъяснить порядок подачи заявок с учетом предмета закупки, а также объяснить термины и символы, которые вы применили, и порядок представления сведений о товаре.
 
Например, заказчик описал в инструкции, как рассчитывать площадь изделий. В УФАС он не смог объяснить, для чего расчет нужен участникам закупки. Антимонопольный орган счел, что это вводит их в заблуждение, и признал действия заказчика нарушением закона.
 
Документ: Решение Тамбовского УФАС России от 17.09.2019 по делу N 068/06/64-695/2019 
Рекомендуем: Образец инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ
 

Как должно быть: проводить такую закупку можно только в том случае, если действительно нет времени провести конкурентные процедуры, а объем закупки не превышает размера ущерба, причиненного аварией.
 
Например, в результате проливных дождей здание пришло в аварийное состояние. Заказчик заключил контракт по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
 
Комиссия УФАС признала это нарушением. Во-первых, дожди, на которые ссылался заказчик, прошли в июле и августе, а контракт был заключен только в сентябре. Во-вторых, объем работ по контракту был несопоставим с нанесенным дождем ущербом.
 
Документ: Решение Иркутского УФАС России от 19.08.2019 N 038/1-16-139/38-18
 

Как должно быть: с 1 июля во второй части заявки не нужно требовать документы, подтверждающие соответствие участника доптребованиям. Их направит электронная площадка вместе со вторыми частями заявки.
 
Документы: Решения Московского УФАС России от 23.08.2019 по делу N 077/06/57-8197/2019, Челябинского УФАС России от 03.10.2019 N 074/06/105-1909/2019 по делу N 707-ж/2019 
Рекомендуем: Как установить дополнительные требования к участникам закупки
 
Как должно быть: ИКЗ во всех документах должен совпадать. Кроме того, он должен соответствовать ИКЗ в плане-графике.
 
Документ: Решение Татарстанского УФАС России от 04.10.2019 N 04-04/14927
 
Рекомендуем: Как сформировать идентификационный код закупки
 
Как должно быть: участник должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
 
Заказчики нередко ссылаются в документации на старый приказ, который утратил силу.
 
Документы: Решения Московского УФАС России от 01.10.2019 по делу N 077/06/57-10920/2019, Краснодарского УФАС России от 30.09.2019 N 1470/2019-КС по делу N 023/06-64-1764/2019
 

Как должно быть: между датой размещения в ЕИС протокола о подведении итогов аукциона и датой подписания контракта заказчиком должно быть минимум 10 календарных дней.
 
Заказчик разместил протокол в ЕИС 09.09.2019, подписал контракт 19.09.2019. УФАС признало это нарушением: контракт можно было подписать не раньше 20.09.2019
 
Документ: Решение Амурского УФАС России от 03.10.2019 по делу N 028/06/99-217/2019
 
Рекомендуем: Как заключить контракт по результатам электронного аукциона
 

Как должно быть: контракт нужно оплачивать в установленный в нем срок. За нарушение срока заказчику грозит начисление пеней, а должностному лицу - привлечение к административной ответственности.
 
Заказчик просрочил оплату электроэнергии. УФАС по жалобе поставщика признало это нарушением, за которое должностное лицо заказчика могут оштрафовать на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
 
Документ: Решение Тамбовского УФАС России от 01.10.2019 N 068/06/94-725/2019