Если кто-то предлагает надежный способ дожить до 100 лет и более, то это шарлатан или «честно заблуждающийся». Наука сейчас не знает ни одного способа, который бы позволил человеку серьезно продлить жизнь.

Статистика говорит, что средняя продолжительность жизни в большинстве стран растет. С 1990 года в мире эта цифра увеличилась на 7 лет. Этому способствуют выросший уровень жизни и медицинских услуг, качество питания и другие факторы. Однако до сих пор возраст в 100 лет для многих является недостижимой планкой, даже в странах-рекордсменах по количеству долгожителей — Гонконг, Япония, Италия, Швейцария и Сингапур, где средняя продолжительность жизни 82–84 года. В России этот параметр — примерно 71,5 лет, причем женщины живут почти на 11 лет дольше, чем мужчины (76,1 и 65,9 лет соответственно). Соорганизатор проекта «Технологии долголетия», прогрессор радикального продления жизни Юрий Хаит уверен, что человек в будущем сможет жить намного дольше. Он рассказал «Хайтеку», на чем основываются его убеждения и что необходимо сделать для того, чтобы в этой области произошел прорыв.

В одном из вопросов интервью была затронута тема биохимии сенесцентных клеток, их роли в старении, выявления и избирательной утилизации.
 
Отрывок из интервью

— Давайте перейдем в практическую плоскость: когда «Технологии долголетия» начнут продавать сенолитики, геропротекторы и сенесцентоциды широким народным массам?

— Сенесцетоциды — отличное слово, это вы придумали, типа «инсектициды», да? Сенолитики — это и есть сенесцентоциды, то есть вещества, избирательно уничтожающие сенесцентные клетки. Для тех, кто еще не гуглил это слово, скажу, что это клетки, которые по разным причинам прекратили делиться и стали как бы старыми. Беда в том, что это не просто клетки-бездельники, они еще выделяют в окружающее пространство целый комплекс сигнальных молекул, устраивающих хаос и воспаление. В том числе, провоцируют возникновение онкологии. Сенолитики — это совсем недавний хайп.

Казалось бы, вот оно, средство омоложения, поубиваем все старые клетки, остальные заживут как в молодости. Все оказалось не так просто. Мало того, что обнаружение сенесцентных клеток — это проблема. Просто по анализу крови этого не сделать.

Сенолитики — препараты, избирательно уничтожающие старые клетки. Первые препараты были созданы молекулярными биологами в США и прошли испытания на мышах. Пожилые грызуны, принимавшие препарат, прожили на 36% дольше, чем мыши из контрольной группы.

В январе 2019 года исследователи опубликовали результаты пилотного испытания на пациентах, страдающих тяжелым легочным заболеванием. 14 добровольцев принимали препарат в течение трех недель, после чего у них было отмечено улучшение физического самочувствия — они могли проходить более длинные расстояния, увеличилась скорость передвижения. При этом серьезных побочных эффектов выявлено не было. Однако в этом исследовании не было контрольной группы и не проверялся эффект плацебо, поэтому официально эффективность терапии не может считаться доказанной.

Чаще всего для диагностики сенесцентности используют окраску на ассоциированный с клеточным старением фермент — бета-галактозидазу, активность которого в сенесцентных клетках значительно возрастает. Но этот метод может давать ложные результаты. Недавно израильские ученые в качестве биомаркеров предложили использовать белки HMGB1 и γH2AX. Первый обычно находится в ядре, но в сенесцентных клетках перемещается в межклеточное пространство. Наличие второго свидетельствует о повреждении ДНК и начинающемся клеточном старении.

Еще один вариант — измерять активность генов, ответственных за блокировку гибели клеток. Третий способ — выявить специфический набор молекул, которые сенесцентные клетки выделяют наружу. 

Да и вообще те самые молекулы, по которым вроде как определяли сенесцентность, выделяют еще и макрофаги — клетки, способные к захвату бактерий, в том числе отмерших, и других чужеродных тел. И эти макрофаги уже «разделались» с сенесцентными клетками. Появились соображения, что, наверное, добиваться тотального уничтожения старых клеток неразумно. А тут еще и подоспели результаты первых клинических испытаний, в которых пытались повоздействовать сенолитиками на остеоартритные колени. Должно было помочь, но результаты, прямо скажем, не вселяют большого оптимизма.

Проект «Технологии долголетия» — информационный, и нам важно сохранять максимальную объективность. Это невозможно, если ты заодно еще и пытаешься заработать денег. Допустим, я интересуюсь новостями и поверил в эти самые сенолитики. И у меня есть свободные $10 млн. Я их вложил в это дело, заплатил кучу денег химикам-биологам, чтобы они научились синтезировать это вещество в промышленных масштабах. А тут подоспели не очень оптимистичные вести из других лабораторий. Что делать? Правильно, впаривать свою историю тем, кто еще верит, и делать вид, что сам веришь. Так рождается очередное фуфло в красивой обертке, с регистрацией как БАД, наукообразной легендой и эффективностью на уровне плацебо. На антиэйдж-рынке каждый первый препарат такой. 

Полное интервью:

Медиа-портал ХАЙТЕК
О проекте здесь