Окончательно закрепляется необходимость проведения химико-токсикологических исследований при медицинских осмотрах для работников более широкого круга деятельности, в том числе с использованием дистанционного контроля:

«Работники ...... проходят обязательные предрейсовые, предсменные и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры, в том числе с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, а также по требованию работодателей химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в соответствии с законодательством в сфере охране здоровья.
.....
Особенности использования медицинских изделий, включая требования к идентификации личности работника, проходящего медицинский осмотр, а также кратность и особенности проведения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов у работников, прошедших медицинский осмотр с использованием медицинских изделий, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в порядках проведения указанных медицинских осмотров.»


С этой целью будет приняты федеральные законы «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров» и «О внесении изменений в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации».

О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров

О внесении изменений в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации
 
 

Статья 1

Внести в статью 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724) следующие изменения:

1)в части 2:

а) в пункте 3 слова «производственных факторов рабочей среды,» заменить словами «факторов производственной среды и»;

б) в пункте 4:

слова «перед началом рабочего дня (смены, рейса)» заменить словами «до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса)»;

слова «производственных факторов» заменить словами «факторов производственной среды и трудового процесса»;

в) в пункте 5:

слова «по окончании рабочего дня (смены, рейса)» заменить словами «по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса)»;

слова «производственных факторов рабочей среды» заменить словами «факторов производственной среды»;

г) дополнить часть 2 пунктом 4.1 следующего содержания:

«текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры, проводимые в течение рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;»;

2)дополнить часть 7 абзацем вторым следующего содержания:

«Порядки проведения предварительных, периодических, предсменных, предрейсовых, текущих (внутрисменных, внутрирейсовых), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, необходимость проведения которых установлена федеральными законами об отдельных сферах деятельности, в том числе электроэнергетике, транспорте, безопасности дорожного движения, ликвидации химического оружия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.».

3)дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Допускается проведение медицинских осмотров, указанных в пунктах 4, 4.1 и 5 части 2 настоящей статьи, с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников (далее – медицинские изделия).

При проведение медицинских осмотров с использованием медицинских изделий должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего медицинский осмотр, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом.

В случае проведения медицинских осмотров, указанных в пунктах 4, 4.1 и 5 части 2 настоящей статьи, с использованием медицинских изделий в отношении работника должно осуществляться регулярное проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Особенности использования медицинских изделий, включая требования к идентификации личности работника, проходящего медицинский осмотр, а также кратность и особенности проведения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов у работников, прошедших медицинский осмотр с использованием медицинских изделий, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в порядках проведения указанных медицинских осмотров.».

Статья 2

Внести в пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 29, ст. 4356; 2019, № 30, ст. 4135) следующие изменения:

1)в абзаце первом:

слова «вредных и опасных производственных факторов» заменить словами «вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса»;

после слова «метаболитов» дополнить словами (далее – медицинский осмотр);

2)в абзаце втором после слов «не прошедшие» дополнить словами «обязательного предварительного (при поступлении на работу)»;

3)абзац третий изложить в следующей редакции:

«Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые, предсменные и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры, в том числе с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, а также по требованию работодателей химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в соответствии с законодательством в сфере охране здоровья.»;

4)абзац пятый изложить в следующей редакции:

«Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, порядок обязательных предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, в том числе с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере железнодорожного транспорта.»;

5)абзац шестой изложить в следующей редакции:

«Порядок профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, а также порядок определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, либо лиц, принимаемых на такую работу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.»;

6)дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«Перечень профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.».

Статья 3

Часть 3 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, № 13, ст. 1177; 2007, № 45, ст. 5427; 2010, № 26; 2013, № 48, ст. 6165) изложить в следующей редакции:

«3. В целях обеспечения безопасности производства работ на объектах электроэнергетики работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием указанных объектов, перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, проходят обязательные предсменные и послесменные медицинские осмотры, в том числе с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, а также химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в соответствии с законодательством в сфере охране здоровья.

Порядок проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области топливно-энергетического комплекса, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.».

Статья 4

Абзац шестой статьи 14 Федерального закона от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 18, ст. 2105) изложить в следующей редакции:

«проведение в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья предварительных, периодических, предсменных и послесменных медицинских осмотров персонала объектов, в том числе с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников;».

Статья 5

Внести в статью 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7002) следующие изменения:

1) в абзаце пятом пункта 1 слова «предрейсовые и послерейсовые» заменить словами «предрейсовые, текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) и послерейсовые»;

2) абзац третий пункта 3 после слов «за исключением» дополнить словами «отдельных категорий водителей органов государственной власти в области правоохранительной деятельности, а также»;

3) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

«Обязательные текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры отдельных категорий водителей органов государственной власти в области правоохранительной деятельности, определяемых указанными органами, проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Допускается проведение медицинских осмотров, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, с использованием технических средств, в том числе медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.»;

4) в пункте 7:

а) в абзаце пятом слова «предрейсовые и послерейсовые» заменить словами «предрейсовые, текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) и послерейсовые»;

б) дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«Порядок проведения обязательных текущих (внутрисменных, внутрирейсовых) медицинских осмотров отдельных категорий водителей органов государственной власти в области правоохранительной деятельности определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения по согласованию с соответствующими органами государственной власти в области правоохранительной деятельности.».

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Президент Российской Федерации
 

к проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров»

Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров» (далее – проект федерального закона, законопроект) подготовлен в рамках реализации мероприятий Плана мероприятий («Дорожной карты») по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимовым от 6.08.2018 № 6182п-п9, в соответствии с пунктом 17 поручения Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № АД-П9-7382, данным на основании подпункта «л» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации о 25 октября 2017 г. № Пр-2165ГС.

Предлагаемые изменения предусматривают, что с момента принятия проекта федерального закона допускается проведение предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, проводимых до начала рабочего дня (смены, рейса), а также послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, проводимых по окончании рабочего дня (смены, рейса), с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с трудовым законодательством.

Особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, предполагается установить в порядках проведения указанных медицинских осмотров, что делает такое регулирование рациональным и более удобным для правоприменителя.

Медицинские изделия обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, являются различного рода устройства фактической передачи сведений о произведенном медицинском осмотре.

Следует отметить, что применение медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, не отменяет традиционных предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров и является правом работодателя.

Законопроектом устанавливается отложенный срок вступления в силу норм, что необходимо для обеспечения разработки, общественного обсуждения и принятия соответствующих подзаконных нормативных актов, требуемых для обеспечения надлежащего практического применения вводимых нормативных положений.

В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.

к проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров»

Реализация федерального закона «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров» потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу следующих федеральных законов Российской Федерации:

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – обеспечение соответствия норм Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и норм трудового законодательства в части использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – одновременно с принятием федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России.

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации» (рассмотрен Государственной Думой ФС РФ в первом чтении, № 1001576-7)

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – обеспечение соответствия норм Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и норм трудового законодательства в части проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажа гражданского воздушного судна и предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушным движением.

Срок подготовки – рассмотрен Государственной Думой ФС РФ в первом чтении, № 1001576-7.

Ответственный исполнитель – Минздрав России.

Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:

1.Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
‎от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей порядка лицензирования медицинской деятельности субъектами экономической деятельности, связанной с использованием в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России.

2.Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России.

3.Приказ Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

4.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России, Минтранс России.

5.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
‎«Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте.».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России, Минтранс России.

6.Приказ Министерства транспорта Российской Федерации
‎«Об утверждении порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – установление порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

7.Приказ Министерства транспорта Российской Федерации
‎«Об утверждении порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, либо лиц, принимаемых на такую работу».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – установление порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, либо лиц, принимаемых на такую работу.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

8.Приказ Министерства транспорта Российской Федерации
‎«Об утверждении перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – утверждение перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

9.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
‎«Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России

10.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2000 № 101 «О Порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия»
‎ Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России, ФМБА России
 


 Статья 1 

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) часть третью статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее или в иное время, оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса. В случае, если время прохождения указанных медицинских осмотров включается в иное оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса, особенности учета данного времени устанавливаются отраслевым соглашением. Допускается проведение указанных обязательных медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Для отдельных категорий работников правоохранительных органов с учетом особенностей работы обязательные медицинские осмотры по решению соответствующего органа могут проводиться лишь в течение рабочего дня (смены).»;

2) в статье 330.3:

части вторую и третью изложить в следующей редакции:

«Работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры) (часть третья статьи 213 настоящего Кодекса).

Проведение медицинских осмотров до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) работодатель обязан организовывать каждый рабочий день (каждую смену, рейс) для всех работников, занятых на подземных работах.»;

в части четвертой слова «Проведение медицинских осмотров в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) работодатель организует при необходимости» заменить словами «Проведение медицинских осмотров в течение (внутрисменные, внутрирейсовые медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры) организуется при необходимости по решению работодателя»;

в части пятой слова «в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)» заменить словами «до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (внутрисменные, внутрирейсовые медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры)».

Статья 2 
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.

 Президент Российской Федерации Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – проект федерального закона, законопроект) подготовлен в рамках реализации мероприятий Плана мероприятий («Дорожной карты») по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимовым от 6.08.2018 № 6182п-п9, в соответствии с пунктом 17 поручения Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № АД-П9-7382, данным на основании подпункта «л» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации о 25 октября 2017 г. № Пр-2165ГС.

Предлагаемые изменения предусматривают, что с момента принятия проекта федерального закона допускается проведение предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, проводимых перед началом рабочего дня (смены, рейса), а также послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, проводимых по окончании рабочего дня (смены, рейса), с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников. 

Указанные изделия обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, являются различного рода устройства фактической передачи сведений о произведенном медицинском осмотре. 

Следует отметить, что применение медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, не отменяет традиционных предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров и является правом работодателя.

Корреспондирующие изменения вносятся также в статью 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом устанавливается, что время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее или в иное время, оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса. В случае, если время прохождения указанных медицинских осмотров включается в иное оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса, особенности учета данного времени устанавливаются отраслевым соглашением. Такие корректировки необходимы в связи с тем, что для ряда отраслей в силу объективных причин (например, начало течения рабочего времени непосредственно в шахте для подземных работ) время прохождения медицинских осмотров не включается в рабочее время, однако оплачивается в соответствии со 185 статьей Трудового кодекса РФ. Поскольку данное время уже оплачивается в соответствии со статьей 185 Трудового кодекса РФ, внесение данных изменений не повлечет увеличение расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также со стороны работодателей.

В часть третью статьи 213 и статью 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации вносятся новые термины «рейс», «внутрирейсовые», «послерейсовые», «иного рабочего времени», которые в настоящее время не имеют определения в Трудовом кодексе РФ, однако используются в законодательстве Российской Федерации, непосредственно регулирующем вопросы организации и проведения медицинских осмотров. Таким образом, в данном случае новых прав и обязанностей в рамках корректировки Трудового кодекса РФ у работодателей и работников не наступает, а предлагаемые изменения позволяют устранить имеющиеся противоречия в законодательстве. 

Поскольку принятие данного законопроекта введет возможность проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, это потребует корректировки широкого круга подзаконных актов, издание которых прямо не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, однако необходимо в силу специального законодательства.

Законопроектом устанавливается отложенный срок вступления в силу норм, что необходимо для обеспечения разработки, общественного обсуждения и принятия соответствующих подзаконных нормативных актов, требуемых для обеспечения надлежащего практического применения вводимых нормативных положений.

В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации. Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Принятие Федерального закона потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу следующих федеральных законов Российской Федерации:

Проект федерального «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – приведение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также иных федеральных законов, содержащих требования о проведении медицинских осмотров работников, в соответствие с нормами трудового законодательства в части использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – одновременно с принятием федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов: 

1.Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
‎от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей порядка лицензирования медицинской деятельности субъектами экономической деятельности, связанной с использованием в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России.

2.Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России.

3.Приказ Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона. 

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

4.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования» 

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России, Минтранс России.

5.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации 
‎«Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте.». 

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России, Минтранс России.

6.Приказ Министерства транспорта Российской Федерации 
‎«Об утверждении порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – установление порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

7.Приказ Министерства транспорта Российской Федерации 
‎«Об утверждении порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, либо лиц, принимаемых на такую работу».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – установление порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, либо лиц, принимаемых на такую работу.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

8.Приказ Министерства транспорта Российской Федерации 
‎«Об утверждении перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности».

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – утверждение перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минтранс России.

9.Приказ Министерства энергетики Российской Федерации 
‎«Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики» 

Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минэнерго России

10.Приказ Минздрава Российской Федерации от 21.03.2000 № 101 «О Порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия» 
‎ Основание разработки – проект федерального закона.

Цель, предмет и содержание правового регулирования – уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

Срок подготовки – в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.

Ответственный исполнитель – Минздрав России, ФМБА России