Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее – проект постановления) разработан в целях исполнения пункта 41 Графика подготовки и рассмотрения в 2020 году документов ‎и материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также федеральных целевых программ и проектов государственных программ Российской Федерации, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации 30 мая 2020 г. ‎№ ДГ-П13-5666. 

Проект Госпрограммы разработан в соответствии с перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р. 

Проект постановления вносит изменения в пилотную государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. № 210, от 20 ноября 2018 г. № 1390, от 24 декабря 2018 г. № 1646, от 24 января 2019 г. № 34, от 14 марта 2019 г. № 266, от 29 марта 2019 г. № 380, от 18 октября 2019 г. № 1347, от 30 ноября 2019 г. № 1569, ‎от 27 марта 2020 г.  № 351 и от 17 августа 2020 г. № 1234) (далее – Госпрограмма).

Проект пилотной Госпрограммы разработан в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации ‎и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» (далее – Правила № 1242).

Проект Госпрограммы подготовлен с учетом положений:

- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года;

- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204  ‎«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в редакции Указа Президента Российской Федерации  ‎от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 ‎«О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период ‎до 2025 года»;

- Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13;

- решений (поручений) Президента Российской Федерации ‎и Правительства Российской Федерации;

- Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года, утвержденного на заседании Правительства Российской Федерации ‎22 ноября 2018 года; 

- Стратегического прогноза Российской Федерации до 2035 года, одобренного на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 февраля 2019 года;

- Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации  ‎от 29 марта 2019 г. № 558-р;

- иных документов стратегического планирования;

- Требований к форме предоставления сводной информации ‎по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области, содержащейся в пилотных государственных программах, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2017 г. № 594 «Об утверждении требований к форме предоставления сводной информации по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации, республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области, содержащейся в пилотных государственных программах Российской Федерации», направленного письмом Минэкономразвития России от 8 ноября 2017 г. ‎№ Д19и-226;

– Требований к заполнению паспорта пилотной государственной программы, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2017 г. № 598 «Об утверждении требований к заполнению паспорта пилотной государственной программы Российской Федерации» (в редакции приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2019 г. № 789);

– Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288;

–  приказа Минздрава России от 7 марта 2018 г. № 96 «Об утверждении модели ранжирования приоритетных проектов (программ), ведомственных проектов (программ), межпрограммных проектов (программ), отдельных мероприятий межпрограммных проектов (программ) и ведомственных целевых программ, включаемых в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (в редакции от 10 октября 2019 г. № 841).

Цели пилотной Госпрограммы определены исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере ее реализации, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации.

Цели Госпрограммы соответствуют целям и задачам, предусмотренным ‎в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации ‎от 7 мая 2018 г. № 204, от 6 июня 2019 г. № 254, от 21 июля 2020 г. № 474, от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства», ‎в документах стратегического планирования в сфере здравоохранения: прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации ‎на период до 2030 года; прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года; Демографическом прогнозе Росстата до 2030 года; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации; Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года; Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией ‎и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период ‎до 2020 года; Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 года; Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года; Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период ‎до 2025 года; Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу; Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения ‎в Российской Федерации до 2025 года; Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и др.

Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации ‎на период до 2024 года» в целях обеспечения устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года обозначены следующие основные задачи в рамках реализации государственной политики в сфере здравоохранения: 

- необходимо сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения;

- завершить развёртывание сети фельдшерско-акушерских пунктов;

- отремонтировать и оборудовать новой техникой поликлиники, районные больницы, станции скорой помощи во всех регионах страны;

- заняться решением жилищных проблем врачей и фельдшеров, особенно в сёлах, посёлках, малых городах, использовать для этого все механизмы, в том числе служебное жильё, поддержку индивидуального жилищного строительства;

- все уровни здравоохранения должны быть обеспечены специалистами, ‎и в приоритетном порядке первичное звено. В новом учебном году необходимо изменить порядок приёма в вузы по медицинским специальностям. 
‎По специальности лечебное дело – 70 процентов бюджетных мест станут целевыми, по специальности педиатрия – 75 процентов, по самым дефицитным направлениям установить почти стопроцентное целевое обучение. Причём при поступлении преимущество будут иметь врачи со стажем работы в первичном звене, особенно ‎на селе, целевое обучение надо предусмотреть и для федеральных медицинских центров;

- поэтапное внедрение новой системы оплаты труда в здравоохранении, основанной на прозрачных, справедливых и понятных правилах, с установлением фиксированной доли окладов в заработной плате и единым для всей страны перечнем компенсационных выплат и стимулирующих надбавок;

- должен заработать единый сквозной регистр получателей лекарственных препаратов, которые предоставляются человеку бесплатно 
‎или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе;

- централизованный ввоз в Россию отдельных специальных препаратов, которые пока не имеют официального разрешения. 

- изменить контроль качества лекарственных препаратов не только ‎на фармацевтических предприятиях, но и на всех этапах обращения лекарств, ‎в том числе в аптечных сетях.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в редакции Указа Президента Российской Федерации ‎от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ № 204) в качестве национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года определены наиболее значимые и важные для благополучия граждан и страны стратегические цели развития Российской Федерации – повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет  и обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации.

В соответствии с Указом № 204 в сфере здравоохранения в 2024 году необходимо обеспечить:

- достижение следующих целей и целевых показателей: снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста, смертности от болезней системы кровообращения, смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, младенческой смертности;

- ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

- обеспечить охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;

- оптимальную доступность для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

- оптимизацию работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу;

- увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США в год).

При этом необходимо решить следующие задачи:

- завершить формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах ‎с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах ‎с численностью населения менее 100 человек;

- завершить формирование сети национальных медицинских исследовательских центров;

- создать механизмы взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

- внедрить инновационные медицинские технологии, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;

- обеспечить медицинские организации системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- внедрить клинические рекомендации и протоколы лечения и их использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи;

- разработать и реализовать программы борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям; формирование системы защиты прав пациентов; совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия) определена Стратегия, направленная ‎на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в сфере охраны здоровья граждан. Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования, государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие здравоохранения, а также национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». Реализация мероприятий позволит обеспечить национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан, увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении, увеличить продолжительность активной трудовой жизни, сократить периоды временной нетрудоспособности и повысить качество жизни граждан за счет уменьшения уровня заболеваемости.

В Стратегии определены приоритетные направления по решению основных задач развития здравоохранения, предусматривающие, в том числе:

- строительство и реконструкцию объектов здравоохранения; развитие инфраструктуры и материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, в том числе детям;

- оснащение современным лабораторным оборудованием, высокочувствительными и специфичными тест-системами клинико-диагностических, в том числе микробиологических, лабораторий и патолого-анатомических отделений медицинских организаций;

- обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, в том числе путем создания фельдшерско-акушерских пунктов, использования мобильных медицинских комплексов, а также обеспечение транспортной доступности медицинских организаций, включая развитие маршрутов общественного транспорта, строительство и реконструкцию дорог с твердым покрытием; дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи; реализацию программы по борьбе с онкологическими заболеваниями;

- совершенствование оказания медицинской помощи пациентам ‎с неинфекционными заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной ‎и других систем;

- совершенствование организации экстренной медицинской помощи гражданам (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) ‎с использованием санитарной авиации;

- создание в медицинских организациях системы экстренного реагирования, обеспечивающей с помощью индивидуальных электронных устройств оперативное получение информации об изменении показателей здоровья пациентов из групп риска.

Инструментом реализации задач в сфере здравоохранения, поставленных ‎в вышеперечисленных стратегических документах, является государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Реализация Госпрограммы направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в редакции Указа от 21 июля 2020 г. № 474 (далее – Указ № 474), целей, задач и целевых показателей национального проекта «Здравоохранение», сформированного в соответствии ‎с Указом № 474, а также целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования Российской Федерации на соответствующий период, с учетом необходимости достижения целевых показателей (индикаторов) пилотной Госпрограммы.

Решение указанных задач обеспечивается в рамках реализации интегрированных в пилотную Госпрограмму федеральных проектов национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», ведомственных целевых программ (ВЦП).

Ответственным исполнителем Госпрограммы является Минздрав России, соисполнителями – 8 ведомств.

Пилотная Госпрограмма реализуется по 8 направлениям (подпрограммам).

По сравнению с действующей редакцией Госпрограммы проектом постановления предлагается:

- внесение изменений в целевые показатели (цели) Госпрограммы ‎и их значения по годам реализации в паспорте Госпрограммы; 

- внесение изменений в паспорт Госпрограммы в части приведения параметров финансового обеспечения Госпрограммы в соответствие с проектами федеральных законов о федеральном бюджете на 2021-2023 годы, о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021-2023 годы и о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021-2023 годы;

- внесение изменений в структуру Госпрограммы в части целей федеральных проектов и включения их общественно значимых результатов, задач и сроков их реализации; а также в целевые показатели (цели) и их значения по годам реализации ряда ведомственных целевых программ;

- внесение изменений в перечень и наименования Правил распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

- внесение изменений в сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий Российской Федерации в части приведения объемов финансирования в соответствие с проектом федерального закона 
‎на 2021–2023 годы.

Проект паспорта пилотной Госпрограммы разработан по форме, установленной Правилами № 1242, содержание паспорта соответствует требованиям к заполнению паспорта пилотной государственной программы Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России ‎от 3 ноября 2017 г. № 598 (в редакции приказа Минэкономразвития России ‎от 5 декабря 2019 г. № 789).

В соответствии с требованиями пункта 13 Правил № 1242 в состав утверждаемой части пилотной Госпрограммы включены также приложения, содержащие:

- структуру Госпрограммы;

- перечень соисполнителей и участников Госпрограммы;

- правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Госпрограммы;

- сводную информацию по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, 
‎Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области (далее – сводная информация, приоритетные территории) по направлениям (подпрограммам) Госпрограммы.

Целевой группой, на которую направлено действие пилотной Госпрограммы, является все население Российской Федерации.

Параметры ресурсного обеспечения реализации проекта Госпрограммы представлены в соответствии с проектом федерального закона № 1027743-7 о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, проектами федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов ‎и о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год ‎и на плановый период 2022 и 2023 годов и  будут скорректированы при уточнении параметров проектов соответствующих бюджетов.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация пилотной Госпрограммы оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации, реализуемых на приоритетных территориях Российской Федерации.
 

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения"