Проект Федерального закона N 601026-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"

Правительством РФ предложен единый подход к определению антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, установленных для отдельных категорий работников.

В настоящее время статьей 349.1 ТК РФ определены антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности, распространяемые на работников государственной корпорации (компании), публично-правовой компании. Кроме того, статьей 349.2 ТК РФ установлено, что на работников организаций, созданных РФ на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством РФ о противодействии коррупции. Таким образом, поскольку государственные корпорации являются одновременно организациями, созданными на основании федеральных законов, и организациями, созданными для выполнения задач, поставленных Правительством РФ, они подпадают под действие обеих указанных статей.

Настоящим законопроектом вносятся изменения в ТК РФ в части устранения дублирующих требований, установленных положениями статей 349.1 и 349.2 ТК РФ. Так, статью 349.1 ТК РФ предлагается признать утратившей силу, а все ограничения, запреты и обязанности, распространяющиеся на работников госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний, включаются в статью 349.2 ТК РФ.

В частности, работникам указанных организаций запрещается:

разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством РФ к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;

использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, не являющихся объектом деятельности организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также хозяйственного общества, учредителями или контролирующими лицами которых являются государственная корпорация (компания) или публично-правовая компания;

создавать в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также в хозяйственном обществе, учредителями или контролирующими лицами которого являются государственная корпорация (компания) или публично-правовая компания, структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
 


<Письмо> Минтруда России от 12.10.2018 N 18-0/10/В-7881 <О Методических рекомендациях по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией>

Минтруд России напоминает о необходимости соблюдения бывшими чиновниками ограничений, налагаемых на них при поступлении на другую работу

Отмечается, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих направлен на недопущение возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой госслужащим в качестве будущего места работы и в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной службы.

В методических рекомендациях по вопросам соблюдения налагаемых на бывших госслужащих ограничений приводятся, в частности:

условия, влекущие необходимость получения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов;

порядок направления гражданином - бывшим госслужащим обращения о даче согласия на трудоустройство и порядок рассмотрения указанного обращения;

рекомендации по исполнению обязанности бывшего госслужащего сообщить работодателю о замещении им должности в государственном (муниципальном) органе;

последствия нарушения бывшим госслужащим обязанности сообщить работодателю о последнем месте своей службы;

порядок исполнения работодателем обязанности по сообщению о заключении бывшим госслужащим трудового (гражданско-правового) договора;

порядок исполнения обязанности по уведомлению государственного (муниципального) органа при трудоустройстве бывшего госслужащего в коммерческие (некоммерческие) организации по совместительству;

ответственность работодателя за неисполнение обязанности сообщить о заключении с гражданином - бывшим госслужащим трудового (гражданско-правового) договора;

порядок осуществления проверки соблюдения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим ограничений.
 


Проект Федерального закона N 601000-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"

Законопроектом закрепляется перечень должностных лиц, а также перечень подарков, которые им допускается получать в связи с исполнением должностных обязанностей. К таким подаркам относятся:

подарки в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;

канцелярская печатная продукция с логотипом федерального государственного органа, государственного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, организации, за исключением указанных подарков, изготовленных из драгоценных металлов или драгоценных камней, а также цветы;

ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) от федерального государственного органа, государственного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, организации.

Кроме того, законопроектом, в частности:

уточняется перечень должностных лиц, которым кредитной организацией выдаются справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц, а также расширяется перечень категорий граждан, по счетам которых могут выдаваться такие справки (включаются, например, граждане, претендующие на замещение отдельных должностей или замещающие такие должности в публично-правовых компаниях, хозяйственных обществах, учредителями или контролирующими лицами которых являются госкорпорации (компании) или публично-правовые компании);

закрепляется обязанность подавать сведения о своих доходах, в том числе гражданами, претендующими на замещение должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

устанавливается порядок утверждения перечней должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, в хозяйственных обществах, учредителями или контролирующими лицами которых являются госкорпорации (компании) или публично-правовые компании (в них будут включаться должности, исполнение обязанностей по которым предусматривает реализацию функций, связанных с коррупционными рисками);

корректируются ограничения и обязанности, налагаемые на служащих Банка России, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, и отдельных организациях;

в отношении должностного лица за совершение им коррупционного правонарушения предусматриваются не только увольнение (освобождение от должности (обязанностей), досрочное прекращение полномочий) в связи с утратой доверия, но и такие взыскания, как выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии (регламентируются виды нарушений, за которые применяются указанные взыскания);

устанавливается порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения к лицам, замещающим в порядке назначения государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.
 


Проект Федерального закона N 601012-7 "О внесении изменений в статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"

Особенности дарения в связи с исполнением должностных (служебных, трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий) отдельными категориями лиц предлагается устанавливать законом.

В соответствии со статьей 575 ГК РФ запрет на получение подарков лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи установлен запрет дарения должностным лицам подарков дороже трех тысяч рублей.

По мнению авторов законопроекта, указанные положения ГК РФ не в полной мере соотносятся с положениями отдельных федеральных законов, которые устанавливают запрет на получение подарков независимо от их стоимости (за исключением подарков, получаемых на протокольных мероприятиях, в служебных командировках и других официальных мероприятиях). Кроме того, в сферу регулирования ГК РФ не входят вопросы определения антикоррупционных запретов, устанавливаемых для различных категорий должностных лиц.

В этой связи законопроектом предлагается новая редакция пункта 2 статьи 575 ГК РФ, которой предусматривается, что особенности дарения в связи с исполнением должностных (служебных, трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий) отдельными категориями лиц могут устанавливаться законом.



Источник: КонсультантПлюс