Пояснительная записка
к проекту федерального закона ‎«О внесении изменений в Федеральный закон ‎«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в части установления запрета распространения информации, содержащей призывы ‎к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон ‎«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в части установления запрета распространения информации, содержащей призывы ‎к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции» разработан во исполнение подпункта 15 пункта 3 раздела II плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 754-р.

Положениями законопроекта предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека «ВИЧ-инфекции)» в части установления запрета распространения информации, содержащей публичные призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и препятствующей формированию у населения навыков ответственного отношения к своему здоровью, безопасного в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведения.

ВИЧ-инфекция - болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека - антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных новообразований. Источником ВИЧ-инфекции являются люди, инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде.

Болезнь, вызванная ВИЧ-инфекцией, включена в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715.

Проблема отрицания существования ВИЧ-инфекции в настоящее время приобретает широкие масштабы и на фоне ситуации с распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации носит общественно-опасный характер. Необходимо учитывать, что указанная информация вводит граждан в заблуждение относительно распространения и самого факта существования ВИЧ-инфекции.

Так, по данным мониторинга, проведенного Министерством здравоохранения Российской Федерации, в большинстве субъектов Российской Федерации зарегистрированы случаи отказа от медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции и (или) лечения ВИЧ-инфекции (СПИДа), а также случаи отказа от обследования и (или) лечения детей, у одного или обоих родителей которых подтвержден диагноз ВИЧ-инфекция (информация представлена по данным 87 % СПИД-центров) по причине ВИЧ-диссидентства.

Проблема ВИЧ-отрицания отражается на профилактике перинатального пути передачи ВИЧ-инфекции. Беременные женщины, отрицающие существование ВИЧ, отказываются от проведения химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции, и после рождения ребенка уклоняются от обследования и лечения ВИЧ-инфекции, что ведет к увеличению числа детей с ВИЧ-инфекцией и повышению смертности среди них.

Отрицание ВИЧ-инфекции нередко приводит к смертям, в том числе детей, чьи родители отказываются от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ ‎«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что одним из оснований для включения сведений в Единый реестр является судебное решение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, изменения, вносимые проектом федерального закона, позволят органам прокуратуры, в случае выявления информации, обращаться в суды с административными исковыми заявлениями о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. ‎№ 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 451-ФЗ), не вступившим в силу,
‎в КАС РФ вводится глава 27.1, предусматривающая специальный процессуальный порядок рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Указанной главой предусмотрено, что после возбуждения производства по административному делу о признании информации, размещенной ‎в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, судья вправе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к данной информации. Указанные и иные предусмотренные федеральным законом меры могут быть приняты судьей по заявлению лица, участвующего ‎в деле, или по собственной инициативе.

Также, в соответствии с вносимыми Федеральным законом № 451-ФЗ изменениями, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой подлежит немедленному исполнению.

Учитывая изложенное, проект федерального закона позволит оперативно ограничивать доступ к информации, призывающей к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ‎ВИЧ-инфекции.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) запрещается распространение в средствах массовой информации, ‎а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Частью 3 статьи 16 Закона о СМИ предусмотрено, что основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 Закона о СМИ, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации. Предупреждение является ненормативным актом, издаваемым в целях профилактики нарушений законодательства о средствах массовой информации и указывающим на их недопустимость.

Таким образом, проектом федерального закона создаются основания для реализации существующих механизмов пресечения распространения информации, призывающей к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции в средствах массовой информации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Источник: https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=91089 
 


Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в Федеральный закон
‎«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в части установления запрета распространения недостоверной информации о влиянии ВИЧ-инфекции на здоровье человека, содержащей призывы ‎к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита»

Дополнить Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4027; 2013, № 27, ‎ст. 3477; 2013, № 48, ст. 6165; 2013, 2016, № 22, ст. 3097) статьей 4.1 следующего содержания:

«Статья 4.1. Запрет распространения недостоверной информации ‎о влиянии ВИЧ-инфекции на здоровье человека, содержащей призывы
‎к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита

1. Запрещается распространение недостоверной информации о влиянии ‎ВИЧ-инфекции на здоровье человека, содержащей призывы к отказу ‎от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции.

2. К недостоверной информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, относится:

отрицание факта существования ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;

отрицание связи между заражением ВИЧ-инфекцией и развитием синдрома приобретенного иммунодефицита;

отрицание существования методов и средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, в случае если их эффективность и (или) безопасность установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации