В России предлагается разработать типовые программы для дополнительного профессионального образования медиков, проект поправок в закон об образовании Минздрав представил в середине мая. Также предлагается внести уточнения в правила лицензирования организаций, которые разрабатывают и предлагают подобные программы. По закону врачи должны повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни. Сейчас такие курсы предлагают как государственные учреждения, так и частные компании, при этом они могут опираться на примерные варианты программ, разработанных Минздравом. Могут ли предложенные поправки существенно изменить сферу дополнительного образования для врачей и какие вообще здесь необходимы перемены, разбирались «Известия».

Скелет программы

Предлагаемые поправки в закон «Об образовании» были опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов в середине мая. Документ разработали в Минздраве, сейчас законопроект находится на этапе обсуждения.

Согласно ему, вместо примерных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) для медиков предлагается ввести программы типовые, за разработку которых будет отвечать министерство здравоохранения.

  • Кроме того, в ведомстве предлагают уточнить нормы, касающиеся лицензирования ДПО, добавив для дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования также лицензирование по областям, в которых осуществляется реализация соответствующих дополнительных профессиональных программ. 
     

Известия https://iz.ru/1335134/evgeniia-priemskaia/tipovoe-professionalnoe-pravila-postdiplomnogo-obrazovaniia-dlia-medikov-predlagaiut-izmenit  
https://regulation.gov.ru/projects#npa=127458



Законопроект

Дата начала публичного обсуждения 12 мая 2022 г.
Дата окончания публичного обсуждения 1 июня 2022 г.
Длительность публичного обсуждения (в рабочих днях) 15
Ответственный за разработку Паранина Елена Владимировна
Электронный адрес для отправки своих предложений paraninaev@minzdrav.gov.ru
Почтовый адрес для отправки своих предложений 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
Контактный телефон ответственного лица +7 (495) 627 24 00
Дополнительный адрес электронной почты paraninaev@minzdrav.gov.ru 
 

ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ‎«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
‎«Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2021, № 27, ст. 5179) следующие изменения:

1. Часть 7 статьи 76 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, – в области медицинской деятельности
‎и в области фармацевтической деятельности.».

2. В части 3 статьи 82 слово «Примерные» заменить словом «Типовые».

3. В статье 91:

1) часть 1 после слов «по подвидам дополнительного образования» дополнить словами «(для дополнительного профессионального медицинского
‎и фармацевтического образования также по областям, в которых осуществляется реализация соответствующих дополнительных профессиональных программ)»;

2) часть 4 после слов «о подвидах дополнительного образования» дополнить словами «(для дополнительного профессионального медицинского
‎и фармацевтического образования указывается область, в которой осуществляется реализация соответствующих дополнительных профессиональных программ)».

Статья 2 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 365 дней после дня его официального опубликования.
 

Президент Российской Федерации       В. Путин
 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
‎«Об образовании в Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен ‎в целях повышения качества образовательных услуг в области дополнительного медицинского и фармацевтического образования и исключения возможности оказания указанных услуг недобросовестными поставщиками.

Разработка законопроекта проведена в целях совершенствования системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 06.07.2019 № 254 «О стратегии развития  здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», в том числе в рамках выполнения части 2 подпункта «л» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 12.12.2019 № Пр-2549ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 31 октября 2019 г. ‎и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ‎Т.А. Голиковой от 26.02.2020 № ТГ-П12-1376 по вопросу установления дополнительных требований к участникам закупок образовательных услуг ‎по программам дополнительного профессионального медицинского ‎и фармацевтического образования.

В настоящее время согласно части 7 статьи 76 Федерального закона ‎«Об образовании в Российской Федерации» типовые дополнительные программы разрабатываются лишь для определенных в данном Федеральном законе областей. Правило о типовых программах применяется в отношении социально-значимых областях и областях, связанных с потенцированной опасностью (в области международных автомобильных перевозок, в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в области противодействия коррупции, ‎в области пожарной безопасности и др.). Учитывая, что постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан необходимо распространение правила типовых программ на области дополнительного медицинского и фармацевтического образования.

Кроме того, в соответствии со статьей 91 рассматриваемого Федерального закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования, при этом государственная аккредитация образовательным деятельность по дополнительным профессиональным программам Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена. Таким образом, создается возможность реализации программ дополнительного медицинского и фармацевтического образования без соблюдения установленных лицензионных требований, в том числе, в части наличия условий для практической подготовки обучающихся.

В этой связи в рамках законопроекта предлагается внесение изменений в статьи 76, 82 и 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления Минздраву России полномочий ‎по разработке типовых дополнительных профессиональных программ в области медицинского и фармацевтического образования, а также дополнения требованием об указании в приложении к лицензии на право осуществления образовательной деятельности сведений об области реализации подвидов дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования.

Вступление в силу законопроекта запланировано по истечении 365 дней после дня его официального опубликования в целях подготовки для его реализации подзаконных нормативных правовых актов.

Законопроект содержит нормы, касающиеся лицензирования образовательной деятельности. При этом в законопроекте отсутствуют требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации.

Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, ‎а также иным международным договорам Российской Федерации.

Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не повлияет на достижение целей государственных программ и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.

На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют ‎проекты федеральных законов, содержащие аналогичные нормы, предлагаемые к рассмотрению законопроектом.