В деле воспитания процессу саморазвития должно
быть отведено самое широкое место.
Человечество всего успешнее развивалось
только путем самообразования.
Спенсер Г.
Базовые ППК представлены, помимо дистанционной части обучения, обязательно и практикой: по цитологической диагностике это микроскопия цитологических препаратов под контролем преподавателей. Обучающиеся осваивают предмет с основ методологии, обобщая и совершенствуя теоретическую подготовку практическими занятиями.
Тематические ППК являются углубленным изучением, например, частной цитопатологии, по отдельным темам/локализациям. Они рекомендованы преимущественно специалистам, уже имеющим опыт практической деятельности, особенно это важно при освоении программ по цитологической диагностике. Потому наиболее удачными являются дистанционные обучающие модули, которые давно использует медицинское сообщество Европы, США, Кореи и других стран. В форме презентаций и вебинаров, онлайн-чатов и дополнительных средств современных коммуникаций и технологий обучающие получают новую значимую информацию для современной диагностики, ответы на свои вопросы.
Образовательные программы по цитопатологии
Образовательные программы по другим направлениям клинической лабораторной диагностики
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – важный элемент образовательной деятельности, роль которого особенно возросла в связи с резким ускорением научно-технического прогресса, т. к. полученные знания быстро устаревают, а количество новых – стремительно увеличивается. Появляются новые направления (например, нанотехнологии), усложняются существующие профессии, динамически перераспределяется потребность в кадрах. ДПО превращается в отдельное направление образования, объем которого значимо растет.
Парадигма нашего времени: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.
Реализация программ ДПО имеет свои формы и особенности. Слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, новейших научных и технических достижений, их профессиональный и жизненный опыт достаточно высок. Поэтому учебный процесс в АНО ДПО ИЛМ отличается от обучения по программам высшего профессионального образования, и организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой профессиональной аудитории. При этом программы ДПО ориентированы на соответствующие профессиональные стандарты. Все это предполагает особые требования к подготовке учебно-методической документации, проведению учебного процесса и рекламным кампаниям.
Законодательная база ДПО:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ
- Приказы и методические рекомендации Минобразования России и Минздрава России.
Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и повышающих квалификацию с целью получения дополнительных конкретных знаний, которые далеко не каждый штатный преподаватель может им дать. Мотивация слушателей существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты.
Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО, в том числе АНО ДПО ИЛМ, организуется по определенным технологиям, учитывающим специфику аудитории. Это определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.
Опыт системы ДПО как в России, так и в западных странах говорит о том, что ученые степени и звания преподавателей не являются определяющими. Во многих случаях профессора, доктора наук высшей школы не в состоянии поддержать нужный уровень знаний, умений, особенно в практических областях экономики и производства. Из этого следует необходимость специальной подготовки преподавателей, ведущих образовательный процесс в системе ДПО, как по методам ведения образовательного процесса, так и по углубленному изучению (стажировке) в конкретных областях. Проблема в том, что преподаватель ДПО и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, иногда взаимно исключающими друг друга.
Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом, который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель ДПО должен уметь не только хорошо излагать знания, но и оперативно настраиваться на уровень подготовки аудитории, извлекать знания из слушателей, обеспечивать обмен опытом, определять направление дискуссии, структурировать и обобщать высказанные специалистами положения, вникать в конкретные, предлагаемые слушателями ситуации, отвечать на практические вопросы. По этой причине те компетенции, которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в ДПО.
Реализация ДПО в вузе имеет еще ряд минусов. Существует определенная организационная и финансовая бюрократия, обусловленная бюджетным статусом и административным регламентом вуза. Прием сторонних специалистов на выполнение разовых работ затянут. Штатные преподаватели ДПО должны выполнять требования высшей школы (наличие ученой степени и публикаций, отчетность, участие в НИР, ограничение по оплате и т. д.).
Система ДПО предполагает обучение слушателей, имеющих качественно более широкий кругозор по сравнению со студентами и более высокую мотивацию обучения, испытывающих затруднения в освобождении на длительный срок обучения и, как следствие, желающих более эффективно использовать время обучения. В этой связи требования к качеству и методам обучения здесь гораздо выше: занятые люди полнее осознают свои потребности. В системе дополнительного образования специалиста интересует не только сумма знаний, умений и навыков, но и методика их реализации (использование новых методов и приемов), качество, компетенция преподавателя, интенсивность обучения.
Большое значение для расширения возможностей системы ДПО и поднятия качества обучения имеет дистанционное обучение. Учебный процес в основном проходит в режиме самостоятельной работы обучаемого. Большая часть операций по организации учебного процесса проводится в автоматизированном режиме с применением современных средств телекоммуникаций.
Дистанционное обучение включает в себя различные компоненты и методические приемы, которые делают его максимально доступным при обучении без отрыва от работы. Дистанционное обучение в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки активно используется в АНО ДПО ИЛМ.
Для ДПО дистанционное обучение имеет дополнительные преимущества:
- работающим специалистам сложно быть освобожденными на длительный срок обучения;
- слушатели имеют повышенную мотивацию к обучению и не требуют проведения «контрольно-принудительных» операций как в процессе обучения, так и при осуществлении контроля;
- для взрослых слушателей исключается «психологически-воспитательный» компонент, их в основном интересует профессионально-познавательная часть обучения.
Гибкая и простая система разработки и реализации программ ДПО позволяет создавать различные формы подготовки специалистов в рамках единого образоательного подхода специалиста лабораторной диагностики в здравоохранении.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий