В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) предусмотрена возможность закупки регионами работы или услуги у единственного поставщика - подведомственного региону предприятия (пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона).

Отдельные субъекты Российской Федерации, например, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Архангельская область, Нижегородская область, Калужская область и другие, пользуются этим правом, в том числе для обеспечения своих потребностей в лекарствах и медицинских изделиях через подведомственные или принадлежащие им предприятия, которых определяют единственным поставщиком.

В регионах использующих такой механизм обеспечения населения лекарственными препаратами практически отсутствуют отсроченные рецепты, просроченные лекарственные препараты, дефицит необходимой фармацевтической продукции и расходных материалов.

Такая модель лекарственного обеспечения продемонстрировала свою высокую эффективность в период пандемии, когда необходимые средства индивидуальной защиты, лекарственные препараты и медицинские изделия закупались и доставлялись предельно оперативно, был сформирован и поддерживался необходимый централизованный запас препаратов и изделий для лечения COVID-19.

В то же время Федеральным законом от 2 июля 2021 года № ЗбО-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеупомянутая возможность закупки субъектами Российской Федерации у единственного поставщика с 1 июля 2023 года отменяется.

Реализация упомянутой нормы повлечет за собой глобальную реформу результативной системы закупок, выстроенной субъектами Российской Федерации для реализации социальных нужд, и приведет к дополнительным расходам бюджетов субъектов Российской Федерации и, соответственно, снизит доступность лекарственных средств и медицинских изделий для населения.

Кроме того, данное изменение кардинально изменит существующий несколько десятилетий порядок централизованного обеспечения медицинских организаций субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Централизация полномочий по обеспечению закупок, хранения и доставки лекарственных средств, медицинских изделий обеспечивает эффективное управление товарными запасами и минимальный уровень цен на закупаемые товары за счет консолидации объемов, сохраняет государственную аптечную сеть, позволяет оперативно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации в связи с наличием резерва лекарственных препаратов, созданных на аптечных складах.

Учитывая важность сохранения за субъектами Российской Федерации права осуществлять закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика, особенно в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается дополнить часть 1 статьи 93 Федерального закона новым пунктом б1, согласно которому государственным и муниципальным учреждениям предоставляется право закупать лекарственные средства, иммунобиологические препараты, специализированные продукты лечебного питания, медицинские изделия, средства для дезинфекции, медицинское оборудование и расходные материалы к нему, а также услуги по хранению и доставке соответствующих товаров, по ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования у государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации либо акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат субъекту Российской Федерации.

Указанное государственное унитарное предприятие либо акционерное общество предлагается определять нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации по обращению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае наделения его соответствующим полномочием законом субъекта Российской Федерации.

То есть, 

региональные госучреждения, в т.ч. муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут проводить неконкурентные закупки (ст. 1 проекта):

  • у ГУП субъекта РФ;
  • АО, если 100% его акций принадлежит субъекту РФ.

Предприятие или общество должно определить правительство по обращению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (при наличии полномочий).

Приобрести у таких едпоставщиков можно, например:

  • лекарства;
  • продукты лечебного питания;
  • средства для дезинфекции;
  • медицинское оборудование и расходные материалы к нему.

Планируют, что новшества заработают с 1 января 2025 года (ст. 3 проекта).

https://sozd.duma.gov.ru/bill/119762-8#bh_histras
http://www.consultant.ru/legalnews/19217/