Четыре из пяти женщин инфицируются одним или несколькими штаммами вируса папилломы человека (ВПЧ) в течение своей жизни. У большинства из этих женщин ВПЧ выводится из организма, но у 5% из них развиваются предраковые поражения шейки матки. Роль вагинальной флоры в персистирующем ВПЧ активно изучается в исследованиях последних нескольких лет.

На пресс-конференции в преддверии 46-го заседания Французского общества кольпоскопии и заболеваний шейки матки и влагалища (SFCPCV) Джулия Маруани, доктор медицинских наук, врач-гинеколог из Марселя, воспользовалась возможностью обсудить важность вагинальной флоры и необходимость лечения случаев бактериального вагиноза.

Достижение баланса

Для снижения риска инфекций, передающихся половым путем (ИППП), необходима здоровая микрофлора влагалища, состоящая из миллионов микроорганизмов, в основном лактобацилл, а также других бактерий (Gardnerella vaginalis, Atopobium vaginae, prevotella, streptococcus, гонококк), ВПЧ и грибков.

Лактобациллы вырабатывают молочную кислоту, которая снижает рН влагалища, а также перекись водорода, которая токсична для других бактерий.

Различные факторы, такие как алкоголь, диета, богатая полиненасыщенными жирными кислотами и сахаром, и особенно курение, могут привести к дисбалансу бактерий во влагалищной флоре и, таким образом, привести к вагинозу. Происходит аномальное размножение различных типов анаэробных бактерий, которые обычно присутствуют в гораздо меньшем количестве. Наблюдается относительное снижение лактобацилл, что приводит к повышению рН влагалища, повышению риска заражения ИППП и снижению клиренса ВПЧ-инфекции. "Женщины, которые курят, вероятно, страдают от персистирующих ВПЧ-инфекций из-за дисбаланса вагинальной флоры", - сказала Маруани.

Вагиноз и ВПЧ

Когда лактобацилл меньше, чем должно быть, эти бактерии больше не могут защищать слизистую оболочку влагалища, которая разрушается другими бактериями. "Затем ВПЧ получает доступ к базальным клеткам", - говорит Маруани, признавая, что взаимосвязь между бактериальным вагинозом и персистирующими ВПЧ-инфекциями была предметом многочисленных исследований за последнее десятилетие или около того. "В течение многих лет я видела ту же связь у своих пациентов. У пациентов с персистирующим вагинозом также был персистирующий ВПЧ. И я не единственный, кто это замечает. Также были проведены исследования, изучающие эту точную корреляцию ", - добавила она.

Данные исследования показали, что ВПЧ-инфекции сохраняются в случаях вагиноза, что приводит к появлению эпителиальных поражений. Кроме того, поражения более серьезные, когда дисбактериоз более тяжелый.

А как насчет пробиотиков? Могут ли они лечить дисбактериоз и ВПЧ-инфекцию одновременно? "Пробиотики очень хорошо помогают при вагинозе, при условии, что они используются в течение длительного времени. Мы знаем, что они уменьшают количество ВПЧ-инфекций и поражений низкой степени тяжести ", - сказал Маруани, хотя ни одно рандомизированное исследование не подтверждает этот вывод. "Это не один размер, подходящий всем. Мы не собираемся лечить пациентов с предраковыми поражениями пробиотиками ". В настоящее время нет данных об эффективности пробиотиков при поражениях высокой степени тяжести. В эти дни Маруани задумалась над новой проблемой: польза диагностики случаев бессимптомного вагиноза, поскольку их лечение снизит риск персистирующей ВПЧ-инфекции.

Эта статья была переведена из французского издания Medscape. 
 

https://www.medscape.com/viewarticle/987850