Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части систематизации обязательных санитарно-эпидемиологических требований, организации проведения аттестации в области гигиенической подготовки, формирования и ведения федеральной информационной системы сведений эпидемиологического характера) (далее – законопроект, проект федерального закона) подготовлен во исполнение пунктов 43, 93, 216 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 3205-р, и в соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36. При подготовке законопроекта учтено поручение Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № Пр-891 (пункт 1) по развитию и укреплению санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в целях сохранения своевременности и эффективности реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия населения и биологической безопасности Российской Федерации.

Законопроект направлен на систематизацию санитарно-эпидемиологических требований, определяет правовые и организационные основы установления и применения санитарно-эпидемиологических требований, содержащихся в международных правовых актах и нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг.

Также законопроектом положения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» приводятся в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Астана), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) и Федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (статья 4).

В этих целях законопроектом вводится ряд новых понятий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, необходимых для целей законопроекта, в том числе определен предмет санитарно-эпидемиологического нормирования, содержание санитарных правил, сферы их установления, порядок разработки и утверждения, включая вопросы санитарно-эпидемиологического нормирования в целях подготовки соответствующих изменений в акты, составляющие право Евразийского экономического союза.

В целях предупреждения заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращения ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, законопроектом уточнены положения, регулирующие вопросы санитарной охраны территории Российской Федерации.

Проект федерального закона уточняет положения, направленные на организацию и проведение санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в частности к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено право разработки комплексных планов по реализации мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, также уточнен порядок организации и проведения ограничительных мероприятий (карантина).

Проект предусматривает правовое регулирование процедуры санитарно-эпидемиологического расследования, которая проводится с целью раннего выявления очагов инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), их оперативной локализации и предотвращения их распространения среди населения.

Законопроект предусматривает создания федеральной государственной информационной системы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая сведения эпидемиологического характера, обеспечивающие возможность идентификации, в том числе иностранного гражданина, получение информации о его трудовой деятельности и иных данных, влияющих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Проект Федерального закона направлен на устранение правовой неопределенности в части организации проведения аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения в целях проверки знаний и навыков в области гигиенической подготовки. Так, Законопроектом уточняется наименование органа, в чьи полномочия входит установление перечня подлежащих аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также периодичности, порядка проведения и оформления результатов аттестации.

Наименование и содержание главы VI Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» актуализированы с учетом поручения Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № Пр-891 (пункт 1) по развитию и укреплению санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

В частности, необходимы изменения в Главу VI «Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора», которая несмотря на текущее название, посвящена не вопросам надзора, а организации системы государственной санитарно-эпидемиологической службы в целом, ее структуры, организации лабораторного и научного обеспечения, системы оперативного реагирования на угрозы эпидемиологического характера, института «главных государственных врачей», их полномочий, функций, ответственности, что и позволило Системе оперативно отреагировать и принять необходимые меры в связи с COVID- 2019.

Создание федеральной государственной информационной системы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения повлечет расходы, которые составят 17,18 млн. рублей. Указанные расходы будут осуществляться за счет средств, предоставленных Роспотребнадзору в рамках Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Дополнительных средств не потребуется.

Принятие законопроекта не повлечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В законопроекте содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которых проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также учтены положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора).

Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Астана), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=108399