ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Постановления Правительства Российской Федерации
«О порядке предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики»
 
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции  образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» (далее соответственно – НОЦ, проект Постановления) разработан в соответствии с:
Указом Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 (ред. от 19 июля 2018 г.) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Паспортом национального проекта «Наука», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
от 3 сентября 2018 г. № 10.

Современные вызовы требуют научно-производственной кооперации мирового уровня, то есть объединения потенциалов образовательных организаций высшего образования, научных организаций-лидеров и организаций, действующих в  реальном секторе экономики. Для стимулирования указанной кооперации требуются меры государственной поддержки.

Проект Постановления утверждает Правила предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня. Создание сети НОЦ в первую очередь призвано обеспечить решение прорывных прикладных задач по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, необходимых для развития инновационной экономики страны (ответа на «большие вызовы») и подготовки высококвалифицированных кадров, способных участвовать в решении таких задач. Построение сети НОЦ должно обеспечить рационализацию размещения факторов социально-экономического роста, усиление связности территории страны и является, по сути, пилотным проектом по систематизации и актуализации решения взаимосвязанных задач реального сектора экономики, науки и образования, изменению структуры источников финансовых затрат по обеспечению научных исследований и разработок в Российской Федерации. Кроме того, задачей НОЦ является решение проблем мобильности научно-технических кадров.

Деятельность НОЦ имеет прикладной характер, поэтому ключевой идеей НОЦ должно быть сопряжение задач, сформулированных индустриальным партнером, заделов и перспектив научного партнёра и базы образовательного партнёра, что должно в совокупности обеспечить инновационное развитие.

Проект Постановления относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от «___» ______ 201__ г. № _____ «_______________».

Реализация проекта Постановления будет содействовать интеграции  образовательных организаций высшего образования и научных организаций-лидеров и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики. Это соответствует задачам государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», а именно – эффективной организации научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.

В части целевых индикаторов и показателей государственной программы реализация проекта Постановления позволит: увеличить долю объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников путем осуществления внутренних затрат на исследования и разработки и внедрения инноваций участниками НОЦ; количество поданных заявок на получение патентов на изобретение в Российской Федерации и за рубежом организациями, ведущими исследования и разработки в связи с функционированием НОЦ; количество передовых технологий, защищенных патентами, разработанных НОЦ, и переданных для внедрения и производства в организации, действующие в реальном секторе экономики, в связи с функционированием НОЦ; количество обучающихся, которые прошли обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, участников НОЦ; вовлечь в научно-технологический процесс развития крупные и средние российские компании, работающие на соответствующих рынках наукоемких технологий, продуктов, услуг; сократить срок верификации и реализации инновационных проектов (от начала научных исследований до внедрения в организации, действующей в реальном секторе экономики); сократить количество малорентабельных инновационных проектов за счёт повышения уровня их экспертной проработки; увеличить объём производства и экспорта высокотехнологичной продукции; повысить эффективность мер государственной поддержки НИОКТР.

Проект Постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Источник: https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=88611  
 

 Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
от «    » _____________ 2019 г. №
 
 
О мерах государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций
и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики
 
В целях создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации
с организациями, действующими в реальном секторе экономики, Правительство Российской Федерации постанавливает:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня
на основе интеграции образовательных организаций высшего образования
и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими
в реальном секторе экономики.
2. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить
в 2019 - 2024 годах в установленном порядке направление ассигнований федерального бюджета Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на оказание государственной поддержки создания
и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования
и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими
в реальном секторе экономики, в пределах размеров средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
3. Образовать координационный совет по отбору, созданию
и координации деятельности научно-образовательных центров мирового уровня.
4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в срок не более 30 рабочих дней со для вступления в силу настоящего постановления представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по составу координационного совета по отбору, созданию и координации деятельности научно-образовательных центров мирового уровня.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
совместно с координационным советом по отбору, созданию
и координации деятельности научно-образовательных центров мирового уровня проводить ежегодно в 2019 – 2021 гг. конкурсы на получение грантов в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;
осуществлять в установленном порядке финансовое обеспечение выплаты грантов в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации
с организациями, действующими в реальном секторе экономики, в 2019 - 2024 годах за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых указанному Министерству на эти цели.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «___»  ________ 2019 г. № _____
 
 
 
 
Правила
предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета
на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций
и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики
 
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее – грант).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
научно-образовательный центр мирового уровня (далее - НОЦ) – объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций с организациями реального сектора экономики, проводящих научные исследования и разработки мирового уровня, результатом которых является получение новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их коммерциализация, осуществляющих подготовку кадров для решения  крупных научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и технологий по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации; 
программа деятельности НОЦ (далее – Программа) – совокупность мероприятий, направленных на достижение целей по созданию
и обеспечению функционирования НОЦ, включая кадровое
и инфраструктурное обеспечение комплексных научно-технических программ и проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, реализацию образовательных программ высшего образования – программ магистратуры и программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ дополнительного профессионального образования, осуществление приема на целевое обучение по указанным образовательным программам, перечень целевых индикаторов, контрольных показателей результатов, перечень организаций, участвующих в реализации Программы, с указанием их функций, сведения о планируемых доходах
и расходах, представленных в конкурсной документации участника конкурсного отбора на получение грантов;
инициатор Программы – федеральная государственная образовательная организация высшего образования или научная организация, разрабатывающая и представляющая на конкурс на получение гранта Программу, являющаяся в случае победы в указанном конкурсе получателем гранта;
инфраструктура НОЦ – совокупность зданий, сооружений и иных объектов социальной, коммунальной, транспортной, информационной  инфраструктур, в том числе инфраструктур образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, находящихся
в собственности или принадлежащих на ином вещном праве участникам НОЦ;
координационный совет по отбору, созданию и координации деятельности НОЦ (далее – Координационный совет) – постоянно действующий межведомственный совещательный орган, образованный
из числа представителей федеральных органов исполнительной власти, членов федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», российских и иностранных ведущих ученых, занимающих лидирующие позиции в определенной области наук, для рассмотрения вопросов отбора, создания и координации деятельности НОЦ
в целях получения грантов. Состав Координационного совета утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
наблюдательный совет НОЦ - коллегиальный совещательный орган управления НОЦ, образованный по решению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в которых расположены участники НОЦ, из числа представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских и иностранных организаций реального сектора экономики для осуществления общего руководства деятельностью НОЦ и определения стратегии развития НОЦ;
управляющий совет НОЦ (далее – Совет НОЦ) – коллегиальный орган управления НОЦ, образованный наблюдательным советом НОЦ из числа представителей всех участников НОЦ для организационного руководства
и координации деятельности НОЦ по реализации Программы;
специализированная организация - организация, определяемая по результатам проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации открытого публичного конкурса по отбору организации для  осуществления организационно-технического
и информационного обеспечения проведения конкурсных отборов, а также сопровождения деятельности НОЦ и мониторинга результатов их деятельности.
3.  Программа должна содержать следующие целевые индикаторы деятельности организаций, планирующих участвовать в создании НОЦ,
за три года, предшествующих ее представлению на конкурс, организованный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - конкурс):
а) количество патентов на изобретение, зарегистрированных
в Российской Федерации и (или) имеющих правовую охрану за рубежом, (единиц);
б) объем средств, полученных от использования результатов интеллектуальной деятельности (млн. руб.);
в) доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования научных исследований (процент);
г) количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных «Scopus» и (или) в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), (единиц);
д) присутствие в одном из предметных международных рейтингов образовательных организаций высшего образования (место);
е) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (процент).
4. Для консолидации усилий государственной поддержки инновационной деятельности НОЦ при подготовке Программы должны учитываться возможности:
государственных научных центров Российской Федерации, создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации»;
инновационных научно-технологических центров, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
наукоградов, правовое регулирование которых осуществляется
в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации»;
центров компетенций Национальной технологической инициативы, создаваемых в рамках реализации национального проекта «Наука», разработанного в соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года;
агробиотехнопарков, создаваемых в рамках реализации национального проекта «Наука», разработанного в соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
лидирующих исследовательских центров, создаваемых для развития «сквозных технологий» с учетом анализа международного опыта в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализуемой в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203
«О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;
комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, реализуемых
в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
финансовой поддержки исследований, разработок и внедрения
в производство, предоставляемой институтами развития;
других инновационных, отраслевых и региональных программ развития, в том числе инициированных федеральными органами исполнительной власти,  индустриальными партнерами и (или) субъектом Российской Федерации.
5. НОЦ обеспечивает реализацию Программы посредством:
разработки и реализации комплексных программ научных исследований и комплексных научно-технических программ;
обеспечения правовой охраны управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и защиты как полученных инициатором Программы результатов интеллектуальной деятельности, так и результатов интеллектуальной деятельности, переданных ему в управление, в том числе за рубежом;
коммерциализации полученных результатов интеллектуальной деятельности, включая маркетинговые исследования и поиск партнеров для продвижения продукции на конкретные рынки, в том числе внешние;
передачи в безвозмездное пользование или предоставления на специальных условиях инфраструктуры НОЦ участникам НОЦ;
реализации в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» инициатором Программы
и участниками НОЦ образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры
и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ дополнительного профессионального образования, осуществления приема на целевое обучение по указанным образовательным программам;   
информационной и консультационной поддержки по вопросам сертификации и стандартизации;
предоставления инжиниринговых услуг, в том числе ускоренного проектирования внедрения инноваций;
осуществления экспертизы качества инновационных проектов, в том числе при принятии решений об оказании мер государственной поддержки инновационных проектов;
участия в мероприятиях, направленных на поддержку экспорта, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии
с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
6. Наблюдательный совет НОЦ осуществляет следующие функции:
а) утверждает Программу, предусматривающую в том числе мероприятия по созданию инфраструктуры НОЦ и ее функционированию, ежегодно вносит уточнения в Программу;
б) утверждает порядок осуществления контроля за выполнением Программы;
в) принимает решения об использовании и о направлениях использования прибыли, полученной в результате реализации Программы;
г) утверждает положение о Совете НОЦ, персональный состав Совета НОЦ по представлению руководителя инициатора Программы, а также принимает решение об освобождении от членства в Совете НОЦ;
д) определяет порядок формирования, задачи и функции иных консультативных и совещательных органов НОЦ.
7. Организационное руководство и координация деятельности НОЦ
по реализации Программы осуществляется Советом НОЦ посредством:
а) утверждения документов, содержащих правила реализации Программы, и обеспечения их соблюдения;
б) обеспечения взаимодействия участников НОЦ между собой
и с наблюдательным советом НОЦ;
в) обеспечения использования инфраструктуры НОЦ его участниками, в том числе:
организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и содействия ее осуществлению;
предоставления участникам НОЦ необходимых работ (услуг) для осуществления соответствующей деятельности (в том числе юридических услуг, бухгалтерских услуг), а также для государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданных участниками НОЦ при осуществлении научно-исследовательской деятельности;
принятия решений о передаче участникам НОЦ в безвозмездное пользование или предоставления на специальных условиях инфраструктуры НОЦ участникам НОЦ.
г) принятия решений о вхождении организации в состав участников НОЦ из числа юридических лиц и о выходе юридических лиц из числа участников НОЦ.
8. Предоставление гранта осуществляется на конкурсной основе. Условием предоставления гранта является победа в конкурсе.
Гранты предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год
и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, как получателю средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте1 настоящих Правил.
9. В целях проведения конкурса Министерство науки и высшего образования Российской Федерации разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (далее – конкурсная документация), содержащую в том числе:
требования к содержанию, форме и составу документов;
порядок, место, даты начала и окончания срока подачи документов;
порядок и сроки внесения изменений в конкурсную документацию;
порядок, место, дату и время рассмотрения документов;
критерии, порядок и сроки оценки документов;
сроки размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о результатах конкурса.
10. Министерство размещает не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока подачи документов на конкурс на своем официальном сайте в сети «Интернет» объявление о проведении конкурса и конкурсную документацию.
11. Для участия в конкурсе инициатор Программы представляет
в специализированную организацию следующие документы, оформленные
в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами
и конкурсной документацией:
а) Программу, включающую целевые индикаторы, контрольные показатели результатов, перечень организаций, участвующих
в реализации программы создания и развития НОЦ, с указанием их функций;
б) сопроводительное письмо за подписью руководителя инициатора Программы или лица его замещающего с приложением следующих документов:
анкеты участника конкурса (по форме, установленной конкурсной документацией);
копий учредительных документов участников НОЦ, заверенных
в установленном порядке;
копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц
в отношении инициатора Программы, полученной не ранее 6 месяцев до дня размещения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на своем официальном сайте в сети «Интернет» объявления
о проведении конкурса, заверенной в установленном порядке;
справки налогового органа об отсутствии задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации всех участников НОЦ;
согласия учредителя инициатора Программы (за исключением бюджетных и автономных организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации) на участие в конкурсе и последующее заключение соглашения
о предоставлении гранта;
документов, подтверждающих полномочия лиц на осуществление действий от имени инициатора Программы (решение об избрании, приказ
о назначении, утверждении в должности - для должностного лица, имеющего право действовать без доверенности (для подтверждения полномочий должностного лица, указанного в представленной выписке
из Единого государственного реестра юридических лиц, представление соответствующих документов не требуется), доверенности или
ее нотариально заверенной копии - для всех остальных лиц по форме, установленной конкурсной документацией);
сопроводительных писем за подписью высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о поддержке создания НОЦ в связи со значимостью реализации проекта для регионов, в котором расположены участники НОЦ;
обязательства инициатора Программы привлечь внебюджетные средства на реализацию Программы.
12. При представлении документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, их достоверность подтверждается печатью и подписью уполномоченного лица инициатора Программы, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации
и (или) конкурсной документацией.
13. Инициатор Программы готовит документы на бумажном
и электронном носителях.
Документы должны быть подготовлены и представлены на конкурс на русском языке. Использование других языков для подготовки документов расценивается специализированной организацией как несоответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
14. Экспертиза документов, представляемых на конкурс, осуществляется специализированной организацией в 2 этапа.
15. Первый этап (техническая экспертиза) проводится в течение 20 рабочих дней со дня окончания приема документов, второй этап (содержательная экспертиза) проводится в течение 20 рабочих дней со дня окончания первого этапа экспертизы.
На первом этапе специализированная организация осуществляет экспертизу документов на соответствие требованиям конкурсной документации.
Специализированная организация отклоняет инициатора Программы
от участия в конкурсе по следующим причинам:
а) отсутствует один и более документ, указанный в пункте 11 настоящих Правил;
б) отсутствует одно и более мероприятий в Программе;
в) отсутствует один и более целевых индикаторов в заявке;
г) документы поступили после истечения срока подачи заявок.
16. На втором этапе специализированная организация осуществляет оценку документов по критериям, установленным конкурсной документацией, и представляет на рассмотрение в Координационный совет.
17. Результаты экспертизы документов, представленных инициаторами Программ, оформляются протоколом  заседания Координационного совета (далее – Протокол).
Координационный совет по результатам публичного заслушивания инициаторов Программ рекомендует Министерству науки
и высшего образования Российской Федерации победителей конкурса на получение грантов и размер предоставляемых грантов.
18. При подведении итогов конкурса учитывается:
наличие у участников НОЦ права в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» разрабатывать
и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования (только для образовательных организаций высшего образования);
отнесение участников НОЦ к 1-й категории (научные организации - лидеры) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (только для научных организаций);
опыта участия в деятельности инновационных кластеров, опыта создания индустриальных (научных) парков, технопарков и (или) проведения научных исследований под руководством ведущих ученых в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения
и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы»;
региональной поддержкой в связи со значимостью реализации проекта для региона, в котором расположены участники НОЦ;
технико-экономическим расчетом экономической важности проекта
с существенным влиянием его на экономику региона в течение не менее 10 лет после начала реализации проекта.
19. Итоги конкурса размещаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на своем официальном сайте в сети «Интернет» не позднее 3 дней после подписания Протокола.
20. Основаниями для отказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в предоставлении гранта являются:
а) непредставление (представление не в полном объеме) инициатором Программы документов, определенным пунктом 6 настоящих Правил;
б) недостоверность представленной инициатором Программы информации;
в) несоответствие инициатора Программы требованиям, установленным пунктом 22 настоящих Правил;
г) иные основания для отказа, определенные в конкурсной документации.
21. Перечень победителей конкурса и размер предоставляемых им грантов утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Грант предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации
и получателем гранта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, которое содержит следующие положения:
а) обязанность Министерства науки и высшего образования Российской Федерации осуществлять проверки соблюдения получателем гранта настоящих Правил;
б) согласие получателя гранта на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и соответствующим органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем гранта целей, порядка и условий предоставления гранта;
в) целевое назначение гранта;
г) размер гранта и условия его предоставления;
д) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
е) перечень расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант;
ж) значения показателей результатов использования гранта;
з) последствия недостижения получателем гранта показателей результатов использования гранта;
и) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, по форме, установленной соглашением;
к) порядок и сроки возврата получателем гранта средств гранта
в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в случае установления фактов несоблюдения целей, порядка и условий предоставления гранта;
л) порядок и сроки перечисления гранта;
м) порядок взыскания средств гранта в случае нарушения целей, порядка и условий его использования;
н) обязательство получателя гранта по уплате штрафных санкций, размер которых рассчитывается согласно пункту 30 настоящих Правил;
о) обязательство получателя гранта по использованию средств гранта на реализацию Программы.
22. Получатель гранта, по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, должен соответствовать следующим требованиям:
а) не иметь задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
б) не иметь задолженности по возврату в установленном порядке
в федеральный бюджет не использованных в отчетном финансовом году остатков грантов (бюджетных инвестиций), наличие потребности
в использовании которых в текущем финансовом году не подтверждено в установленном порядке, иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
в) не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.
22. Годовой объем гранта (Kj), предоставляемый j-му инициатору Программы в очередном финансовом году, исходя из планируемых расходов на реализацию Программы,  рассчитывается по формуле:
Kj = h1 + h2 + h3 + h4 + h5 + h6 + h7 + h8 + h9,
h1 - расходы на оплату труда работников всех участников НОЦ, а также лиц, привлекаемых к реализации Программы на условиях гражданско-правовых договоров;
h2 - расходы на приобретение изделий, комплектующих, материалов, оборудования, программного обеспечения, необходимого для реализации Программы;
h3 - транспортные и командировочные расходы работников всех участников  НОЦ, а также лиц, привлекаемых к реализации Программы  на условиях гражданско-правовых договоров;
h4 – расходы на патентные сервисы (патентный поиск, патентные стратегии, патентная защита, продвижение патентов и др.);
h5 – проведение специализированных международных форсайт-исследований по направлениям, перспективным для наращивания российского экспорта;
h6 – расходы на содержание инфраструктуры НОЦ;
h7 – расходы на оплату зарубежных стажировок;
h8 – расходы на разработку образовательных программ высшего образования, программ дополнительного профессионального образования, ранее не реализуемых участниками НОЦ с учётом действительных нужд организаций, действующих в реальном секторе экономики, а также для целей последующего проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения их результатов в рамках реализации Программы;
h9 – расходы на оказание юридического сопровождения деятельности НОЦ.
23. Оценка эффективности осуществления получателем гранта расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, осуществляется на основе значений показателей результатов использования гранта, установленных соглашением о предоставлении гранта (далее – соглашение), исходя из следующих показателей:
а) количество передовых технологий, разработанных участниками НОЦ и переданных для внедрения и производства в организации реального сектора экономики (единиц);
б) количество объектов интеллектуальной собственности, созданных
в рамках реализации НОЦ (единиц);
в) объем доходов, полученный участниками НОЦ от передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации и за рубежом (млн. руб.);
г) доля инновационной продукции (товаров, услуг), созданной
с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат участникам НОЦ, в общем объеме производимой продукции (товаров, услуг) (процент);
д) количество заключенных участниками НОЦ лицензионных соглашений об использовании результатов интеллектуальной деятельности;
е) объем оказанных инжиниринговых услуг (единиц);
ж) количество «стартап-компаний», созданных участниками НОЦ (единиц);
з) количество разработанных и реализуемых образовательных программ высшего образования, программ дополнительного профессионального образования (единиц);
и) количество обучающихся по программам магистратуры
и программамподготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (человек);
к) количество специалистов, прошедших обучение по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки (человек);
л) объем средств, полученных по договорам об оказании платных образовательных услуг (млн. руб.);
м) доля молодых перспективных исследователей от общего количества исследователей, вовлеченных в работу НОЦ (процент);
н) количество вовлеченных крупных или средних российских компаний, работающих на соответствующих рынках наукоемких технологий, продуктов, услуг в рамках разработки технологий, продуктов, услуг в рамках реализации проектов НОЦ (единиц).
24. Если размер гранта, предоставляемого получателю гранта
в соответствии с рекомендациями Координационного совета, меньше запрашиваемой инициатором Программы суммы, юридическое лицо - победитель конкурса (далее - получатель гранта) вправе:
а) привлечь дополнительно внебюджетные средства в целях реализации Программы в полном объеме;
б) отказаться от получения гранта, о чем получатель гранта должен проинформировать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме в течение 15 дней со дня опубликования объявления о результатах конкурса.
25. В случае, если суммарный размер грантов превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на текущий финансовый год на указанные цели, размер гранта получателям гранта уменьшается пропорционально превышению суммарного размера.
26. Информация о размерах и сроках перечисления грантов учитывается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
27. Контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления гранта осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и соответствующим органом государственного финансового контроля.
28. Не использованные в отчетном финансовом году остатки гранта подлежат возврату в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случае если неиспользованный остаток грантов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета
в установленном порядке.
29. В случае недостижения целевых индикаторов, значений результатов, предусмотренных Программой и соглашением, к получателю гранта применяются штрафные санкции.
30. Размер штрафных санкций определяется по формуле:
где:
n - количество индикаторов Программы, одобренных Координационным советом, достигнутое значение которых ниже целевого значения;
N - общее количество целевых индикаторов Программы, одобренных Координационным советом; 
di - значение i-го индикатора Программы, одобренного Координационным советом;
Di - целевое значение i-го индикатора Программы, одобренного Координационным советом, установленное на отчетный период;
V - размер средств федерального бюджета, фактически использованных за отчетный период для финансового обеспечения реализации Программы.
31. В случае недостижения получателем гранта целевых индикаторов, значений результатов, предусмотренных Программой и соглашением,
в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы штрафные санкции к получателю гранта не применяются.