Сентябрьский 2021 года выпуск « Молекулярной онкологии» был посвящен двум ключевым темам: раку крови и исследованиям жидкостной биопсии. Представлен сентябрьский обзор, включающий статью Karen Keeshan и ее коллег, дающей исчерпывающие картины генетических, эпигенетических, транскрипционных и метаболических профилей (ОМЛ) у детей и взрослых пациентов, а также обсуждение клональности и молекулярных сигнатур стволовых и химиорезистентных клеток при ОМЛ.  Исследуются специфические молекулярные сигнатуры ОМЛ и других миелоидных новообразований.  Andrés-Zayas и его коллеги   использовали панель из 15 генов для идентификации и характеристики миелоидных новообразований с предрасположенностью к зародышевой линии посредством секвенирования нового поколения. Более того, Hellesøy с соавтарами наблюдали зависимые от пола различия в мутационных и транскрипционных профилях и ответах на лекарственные препараты ex vivo у 1755 пациентов с ОМЛ поэтому рекомендовали клиническое лечение этого гетерогенного заболевания с поправкой на пол.

Жидкостная биопсия является ценным инструментом для диагностики, стратификации пациентов и последующего лечения как рака крови, так и солидного рака, что также было рассмотрено в недавнем тематическом выпуске Молекулярной онкологии [ https://febs.onlinelibrary.wiley.com/toc/ 18780261/2021/15/6 ]. Текущие исследования направлены на решение проблем, связанных с тестированием чувствительности жидких биоптатов.

Ингибиторы тирозинкиназы (TKI)  в настоящее время используются для лечения пациентов с немелкоклеточным раком легкого, которые несут мутации EGFR . Однако в процессе лечения у пациентов часто развивается резистентность к терапии ингибиторами тирозинкиназы. Таким образом, профилирование мутаций циркулирующей опухолевой ДНК (ctDNA) рекомендовано в международных руководствах и вошло в клиническую практику  лечения пациентов с НМРЛ. К сожалению, тесты на основе ctDNA показывают ограниченную чувствительность при обнаружении мутаций EGFR . Исследование Луиджи Пасини и соавторов предлагает использовать РНК, содержащуюся во внеклеточных везикулах (EV) крови, для количественного определения EGFR. профилирование пациентов с НМРЛ, подвергшихся лечению TKI. В исследовании использовалось продольное профилирование мРНК EGFR в репрезентативной когорте пациентов, получавших TKI первого или второго поколения. Авторы разработали метод сверхчувствительного обнаружения мутаций EGFR в циркулирующих внеклеточных везикулах и сравнили данные с ранее установленными методами на основе ctDNA. Оба метода адекватно идентифицировали тип EGF мутации, где профилирование EV-РНК показало превосходную чувствительность при обнаружении мутаций. Кроме того, изменения в количестве EV опухоли наблюдались во время прогрессирования заболевания и были связаны с клиническим течением и исходами заболевания у пациентов, получавших терапию TKI. Исследование также предполагает, что EV-РНК и ctDNA представляют собой независимые биологические источники в жидкой биопсии и что молекулярный анализ обоих может предложить более полное понимание динамики опухоли во время прогрессирования НМРЛ.

Хотя роль циркулирующих опухолевых клеток в прогрессировании рака, а также в клиническом лечении рака хорошо известна, достижение воспроизводимой и адекватной чувствительности обнаружения ЦОК и молекулярного профилирования может представлять проблему для диагностики рака и выбора лечения. Peng-Xiang Wang и его коллеги разработали новый метод  для обогащения, обнаружения и анализа отдельных клеток ЦОК . Рабочая методика был протестирована и утверждена на здоровых донорах и пациентах с различными типами рака. Таким образом, автоматическое обогащение ЦОК на платформе ChimeraX-i120 было объединено с идентификацией ЦОК на основе машинного обучения и однократным секвенированием ЦОК. Помимо создания нового автоматизированного рабочего процесса для единичного подсчета ЦКО и молекулярной характеристики при различных типах рака, авторы использовали  это метод в когорте пациентов с гепатоцеллюлярной карциномой (ГЦК) для оценки прогностической и клинической осуществимости своего метода. Хотя рабочий процесс продемонстрировал умеренный диагностический потенциал в различении пациентов с ГЦК, его можно было эффективно использовать для точной оценки количества ЦКО и в качестве дополнительного инструмента при скрининге и ранней диагностике пациентов с различными типами рака. Кроме того, в своей статье Bade  исследовал новую стратегию, направленную на повышение скорости обнаружения циркулирующих опухолевых клеток (ЦКО) у пациентов с поздней стадией светлоклеточного почечно-клеточного рака (CCRCC). ЦОК периферической крови были выделены и подсчитаны из гетерогенной когорты пациентов с различными стадиями заболевания, участками метастазов и видами лечения. Захваченные ЦОК были дополнительно охарактеризованы по нескольким опухолеспецифическим маркерам. Анализ изолированных ЦОК продемонстрировал выраженную гетерогенность экспрессии биомаркера ЦОК среди пациентов, а также значительную корреляцию количества ЦОК с клиническим прогрессированием. Кроме того, продольная характеристика ЦОК показала, что ЦОК могут обладать фармакодинамическим потенциалом для оценки пациентов во время терапии. Новый подход захвата ЦОК максимизировал специфичность идентификации ЦОК и продвинул неинвазивную оценку внутри- и межопухолевой гетерогенности. Авторы предлагают использовать эти новые тесты в проспективных клинических испытаниях, чтобы изучить клинический потенциал их подхода у пациентов с CCRCC.

Focus on blood cancers and liquid biopsy research - Bogeska - 2021 - Molecular Oncology - Wiley Online Library
Ruzhica Bogeska  Focus on blood cancers and liquid biopsy research //Molecular Oncology 15 (2021) р. 2251–2252.