Отношение нейтрофилов к лимфоцитам (NLR), рассчитываемое как простое соотношение между количеством нейтрофилов и лимфоцитов, измеренных в периферической крови, является биомаркером, который объединяет две стороны иммунной системы: врожденный иммунный ответ, в основном за счет нейтрофилов, и адаптивный иммунитет, поддерживаемый лимфоцитами.

Нейтрофилы отвечают за первую линию иммунного ответа хозяина против вторгающихся патогенов посредством различных механизмов, включая хемотаксис, фагоцитоз, высвобождение активных форм кислорода (АФК), гранулированных белков и выработку и высвобождение цитокинов. Нейтрофилы также играют важную регуляторную роль в адаптивном иммунитете и являются основными эффекторными клетками во время системной воспалительной реакции (SIRS). Как регуляторы врожденного иммунитета, нейтрофилы рекрутируют, активируют и программируют другие иммунные клетки, секретируя множество провоспалительных и иммуномодулирующих цитокинов и хемокинов, способных усиливать рекрутирование и эффекторные функции других иммунных клеток, таких как дендритные клетки (DCs), В-клетки, NK-клетки, CD4, CD8 и γδ Т-клетки, а также мезенхимальные стволовые клетки.

Изолированное повышение количества нейтрофилов и, следовательно, повышенный уровень NLR может наблюдаться при нескольких состояниях: бактериальной или грибковой инфекции, остром инсульте, инфаркте миокарда, атеросклерозе, тяжелой травме, раке, пост-хирургических осложнениях и любом состоянии, характеризующимся повреждением тканей, которое активирует SIRS. Это связано с тем, что ранняя гипердинамическая фаза инфекции характеризуется провоспалительным состоянием, опосредуемым нейтрофилами и другими воспалительными клетками. SIRS связан с подавлением апоптоза нейтрофилов, который усиливает опосредованное нейтрофилами уничтожение как часть врожденного ответа. Таким образом, NLR часто характеризуется увеличением количества нейтрофилов и снижением количества лимфоцитов.

Более того, NLR может предсказывать смертность в общей популяции. NLR достоверно связан с более высокой общей смертностью (ОР 1,14, 95% ДИ 1,10–1,17, на квартиль NLR), а также с конкретными причинами смертности, включая болезни сердца (ОР 1,17, 95% ДИ 1,06–1,29, на квартиль NLR), хронические заболевания нижних дыхательных путей (1,24, 1,04-1.47), грипп/пневмония (1.26, 1.03–1.54) и заболевания почек (1.62, 1.21–2.17).

С другой стороны, не было отмечено значимых ассоциаций NLR со смертностью от рака, цереброваскулярных заболеваний, несчастных случаев или сахарного диабета. Кроме того, в Роттердамском исследовании было показано, что уровни NLR независимо и достоверно связаны с повышенным риском смертности от всех причин (ОР 1,64; 95% ДИ 1,44-1,86).

Раннее повышение (<6 ч) уровня NLR после острого физиологического стресса может придать NLR роль маркера острого стресса раньше, чем другие лабораторные показатели (например, количество лейкоцитов в крови, бактериемия, С-реактивный белок, СРБ).

С другой стороны лимфоциты, их разнообразие (В-клетки; Т-клетки CD4-положительные, CD4 / CD8-отрицательные или CD8-положительные; естественные Т-клетки-киллеры), особенно ответственны за адаптивный иммунитет, обеспечивая антиген-специфический ответ, регулируемый основным комплексом гистосовместимости (МНС) класса I. Лимфоциты активно участвуют в реакции хозяина на вирусы, опухолевые клетки, атопию, а также в SIRS. Более низкий уровень NLR обычно ассоциируется с благоприятными прогностическими факторами в каждой области применения, отражая сохраненный иммунный баланс.

Если NLR является доказанным независимым прогностическим фактором заболеваемости и смертности при ряде заболеваний, его нормальное пороговое значение все еще обсуждается. Forget и соавт. в крупном ретроспективном исследовании "случай–контроль" отметили, что нормальные значения NLR у взрослого населения, не страдающего гериатрией, с хорошим здоровьем, могут составлять от 0,78 до 3,53. В Роттердамском исследовании было отмечено, что средний NLR в общей популяции составил 1,76, с 2,5%-ным пределом в 0,83 и 97,5%-ным пределом в 3,92. Более того, средний NLR был значительно выше у мужчин (среднее значение 1,88), чем у женщин (среднее значение 1,68), и у пожилых людей >85 лет (среднее значение NLR 2,13) по сравнению с субъектами в возрасте 45-54 лет (среднее значение NLR 1,63) (р < 0,001).

Караконстантис и соавт. обнаружили несколько факторов, которые могли бы определять “ложное” увеличение NLR, таких как возраст, прием экзогенных стероидов, эндогенных половых гормонов, активные гематологические нарушения, такие как лейкемия, химиотерапия цитотоксическим или гранулоцитарным колониестимулирующим фактором (G-CSF), и ВИЧ. Основные факторы, влияющие на NLR, перечислены в таблице 1 ниже.



Гомеостаз между этими двумя аспектами иммунного ответа часто непрочен: на него могут влиять многие физиологические или патологические факторы. В качестве примеров, эндогенный кортизол и катехоламины могут быть основными факторами, влияющими на NLR.  Известно, что высокий уровень кортизола увеличивает количество нейтрофилов при одновременном снижении количества лимфоцитов. Аналогичным образом, эндогенные катехоламины (например, адреналин) могут вызывать лейкоцитоз и лимфопению. Вероятно, также задействованы цитокины и другие гормоны. Следовательно, необходимо принимать во внимание факторы, приводящие к путанице, чтобы придать правильное клиническое значение изменению NLR.

В предлагаемом вниманию обзоре авторы рассмотрели роль NLR в наиболее важных областях его применения при заболеваниях человека.
 

https://www.mdpi.com/1422-0067/23/7/3636 
Полный текст
Buonacera A, Stancanelli B, Colaci M, Malatino L. Neutrophil to Lymphocyte Ratio: An Emerging Marker of the Relationships between the Immune System and Diseases. Int J Mol Sci. 2022 Mar 26;23(7):3636. doi: 10.3390/ijms23073636. PMID: 35408994; PMCID: PMC8998851.