Некоторые авторы считают, что селен – мощный антиоксидант. Оказывается, высокий уровень селена может защитить от рака толстого кишечника.

Если предположить отсутствие селена в организме, то без него в организме не станет антиоксидантной защиты, коэнзима Q10 (защита сердца и сосудов), синтеза тестостерона, некоторых аминокислот. Синтез лейкоцитов, эритроцитов, белков плазмы, обмен витаминов С и Е: всё это протекает с участием селена и селенопротеинов; ферментов, важнейший кофактор которых – все тот же селен. А ведь селена в организме всего 15 мг.
 
Рак толстого кишечника – один из наиболее распространенных видов рака у мужчин и женщин. В ходе исследования 167 образцов цельной крови от добровольцев с разными стадиями колоректальной аденомы (КРА) и колоректального рака (КРР), было обнаружено что чем «сильнее» рак, тем большее количество белков, кодирующих селенопротеины, затронуто и тем выше выраженность этих изменений. Это даёт возможность открытия нового метода ранней диагностики.
 
Алиментарное потребление селена (Se) чрезвычайно важно для синтеза селенопротеинов, необходимых в противостоянии окислительным и воспалительным процессам, приводящим к колоректальному канцерогенезу. Однако, есть ещё неизвестные моменты в понимании механизмов участия селенопротеинов при развитии колоректальной аденомы (КРА) и колоректального рака (КРР) у пациентов, или риска развития этих патологий в зависимости от уровней Se в организме.
 
В статье представлено изучение выраженности семнадцати вариантов генов Se (включая пятнадцать из двадцати пяти человеческих селенопротеинов) в РНК, извлеченных из гистологических пар колоректальных тканей от 62 пациентов с КРА / КРР, в фазе клинического изучения из Ирландии, и от ста пяти пациентов, больных КРР из валидационной когорты из Чешской Республики. Различия в уровнях транскрипции между патологией и парным контролем слизистой оценивались по U-тесту Манна-Уитни.
 
GPX2 и TXNRD3 показали наиболее яркую выраженность, а GPX3, SELENOP, SELENOS, и SEPHS2 показали умеренное проявление в патологической ткани от РКА пациентов и соответствующей группы с РКК (p-значения от 0.023 до <0.001). В чешской группе, также наблюдались высокие уровни GPX1, SELENOH, и SOD2 и низкие SELENBP1, SELENON, и SELENOK (p-значения 0.036 до <0,001. В работе исследовалась корреляция экспрессии генов с сывороточным статусом Se (оцениваемым по Se и селенопротеину P(SELENOP)) у ирландских пациентов. При отсутствии значимых корреляций с обоими маркерами состояния Se, экспрессия в опухолевой ткани SELENOF, SELENOK и TXNRD1 положительно коррелировала с сывороточным уровнем Se, а уровни TXNRD2 и TXNRD3 отрицательно коррелировали с содержанием в сыворотке SELENOP.
 
В анализе, более крупной чешской когорты пациентов с КРР, регрессия Кокса не выявила серьезной ассоциации уровней транскриптов с выживаемостью пациента, за исключением ассоциации более высокой экспрессии гена SELENOF с более низкой безрецидивной и общей выживаемостью. Несколько селенопротеинов были дифференциально выражены в ткани заболевания по сравнению с нормальной тканью как пациентов КРА, так и КРР.
 
Таким образом, измененная экспрессия селенопротеинов может служить маркером функционального статуса Se и малигнизации колоректальной аденомы.

Источник: https://www.mdpi.com/2072-6643/10/11/1812
David J. Hughes, Tereza Kunická, Lutz Schomburg, Václav Liška, Niall Swan and Pavel Souček. «Expression of Selenoprotein Genes and Association with Selenium Status in Colorectal Adenoma and Colorectal Cancer». Nutrients 2018, 10(11), 1812;  pp. 1-12
https://doi.org/10.3390/nu10111812