Регулирование закупок по Закону N 223-ФЗ становится все более похожим на правила госзакупок. Антимонопольная служба подготовила проект очередных поправок, которые существенно дополнят Закон N 223-ФЗ. Расскажем об основных из них.  Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета закупки надо будет излагать в соответствии с КТРУ. Можно будет указать и дополнительные характеристики, однако их необходимость придется обосновать.  В документацию необходимо будет включить обоснование НМЦД или цены единицы товара, работы или услуги для закупок с неизвестным объемом.  В ряде случаев нужно будет установить требование к наличию опыта исполнения договоров по Закону N 223-ФЗ и госконтрактов.  Если в закупке будут предусмотрены обеспечение заявок и обеспечение исполнения договоров, в документации надо будет установить их размер, срок и порядок предоставления.
Предоставить обеспечение заявки на участие в конкурентной процедуре можно будет только в виде денег или банковской гарантии. Возможность прибегнуть к другим способам, установленным в ГК РФ, хотят исключить.
Банковские гарантии, предоставляемые в обеспечение заявок и исполнения договора, должны будут соответствовать тем же требованиям, что и гарантии по Закону N 44-ФЗ.  В законе хотят закрепить перечень сведений, которые заказчик вправе запросить, в частности:
- наименование, адрес и учредительный документ - для юрлица, Ф.И.О., паспортные данные и место жительства - для ИП;
- ИНН участника закупки, а также для юрлица - ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа;
- документ, подтверждающий полномочия действовать от имени участника закупки;
- декларация о том, что участник является СМСП, если таких сведений нет в едином реестре СМСП;
- документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, если эта информация не является общедоступной;
- декларация о соответствии участника единым требованиям.
Иные документы и информацию требовать будет нельзя.  Годовой объем неконкурентных закупок, кроме закупок у единственного поставщика, не должен будет превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика.  В проекте приведено 22 случая, когда заказчик может заключить договор с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем, например:
- закупка товаров, работ или услуг в электронном магазине на сумму до 100 тыс. руб.;
- закупка товаров в электронном магазине на сумму до 300 тыс. руб.;
- закупка у монополиста или центрального депозитария;
- закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, для оказания экстренной медицинской помощи;
- закупка товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС по перечню, утвержденному правительством;
- оказание услуг по водо- и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.  Закупки через электронный магазин будут проводить на тех же электронных площадках, что и остальные закупки по Законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ. Площадки смогут брать плату с победителя котировочной сессии.
Информационное взаимодействие будет проходить с помощью ЕИС. При этом участник сможет разместить предложение о товаре с использованием других информационных систем. После заключения договора оператор площадки направит информацию о нем в ЕИС для включения в специальный реестр.  Заказчик сможет провести через электронный магазин как конкурентную, так и некоторые неконкурентные закупки.
При проведении неконкурентной закупки заказчик сможет:
- направить поставщику согласие на поставку товара, описание которого поставщик разместил в соответствии с КТРУ. Договор будет считаться заключенным с момента направления согласия. Цена договора не должна превышать 300 тыс. руб.;
- провести запрос ценовых предложений (котировочную сессию).
При проведении конкурентной закупки заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора на поставку товара и проект договора. Затем проводится котировочная сессия. Предложение должно содержать информацию о характеристиках товара, НМЦД, сроках и месте поставки товара. Характеристики товара должны в точности соответствовать КТРУ, а НМЦД не может превышать 50 млн руб.  Заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора и проект договора. С этого момента начинается котировочная сессия. Она длится 6 часов в рабочее время заказчика.
В этот период любой участник закупки сможет подать ценовое предложение. Победителем признают того, кто предложит наименьшую цену.
Договор можно будет подписать только через 5 часов после окончания сессии. При этом нужно будет уложиться в 24 часа с учетом правил обжалования, предусмотренных для закупок в электронном магазине.  До окончания срока подачи заявок пожаловаться на закупку сможет только участник, соответствующий требованиям документации. Если он не будет им отвечать, жалобу вернут.
После окончания срока подачи заявок пожаловаться смогут только участники, подавшие заявку. Это правило действует и сейчас.  Проверяющие будут принимать решение с учетом всех нарушений, выявленных при рассмотрении жалобы. Сейчас антимонопольщики рассматривают только то, на что пожаловался участник.  Чтобы жалобу на заказчика или оператора площадки рассмотрели в порядке, предусмотренном для закупок через электронный магазин, ее нужно подать через ЕИС в течение 5 часов с момента обжалуемого действия или бездействия.
О появлении жалобы система уведомит заказчика и оператора площадки в течение 10 минут. На подготовку и направление возражения у сторон будет 3 часа.
В течение 6 часов с момента направления жалобы контрольный орган приостановит закупку, рассмотрит жалобу и разместит в ЕИС решение и предписание (при необходимости). До этого момента заключать договор нельзя.  Для участников с высоким рейтингом деловой репутации могут снизить размер обеспечения заявки и исполнения договора. Для определения рейтинга будут учитывать:
- опыт участника закупки на основании сведений из единого реестра участников закупок;
- данные ЕИС об исполнении договоров по Закону N 223-ФЗ и госконтрактов.  В протоколе предлагают указывать, в частности, информацию о допущенных и отклоненных заявках, а также причины их отклонения.  В поправках установлено, что именно должен содержать проект договора и в какие сроки заключать договор. Так, 5 дней дадут заказчику на размещение в ЕИС проекта договора, а участнику - на подписание и размещение договора или на подготовку протокола разногласий. Разместить протокол можно будет только один раз.
Поправки определяют меры по исполнению договора и обязанности сторон. Обмениваться информацией об исполнении, изменении и расторжении договора заказчик и поставщик будут через ЕИС.
Изменить существенные условия договора в процессе его исполнения можно будет только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.  В дальнейшем правительство может установить:
- доптребования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг;
- порядок оценки заявок, окончательных предложений, в том числе предельные величины значимости каждого критерия;
- правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору;
- порядок обоснования НМЦД.  Не стоит ожидать изменений в ближайшее время. Поправки вступят в силу только через 180 дней после опубликования закона. Сейчас проект проходит стадию общественного обсуждения. Оно продлится до 8 апреля.
 

http://www.consultant.ru/cons
Документ: Проект федерального закона