Статьей 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о независимой медицинской экспертизе» (далее – проект постановления) устанавливает порядок и случаи проведения такой экспертизы.

Независимая медицинская экспертиза согласно проекту постановления проводится в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, с учетом критериев оценки качества медицинской помощи, а также для установления возможной причинно-следственной связи между результатами оказанной гражданину медицинской помощи и состоянием его здоровья.

Предусматривается активное участие профессиональных медицинских некоммерческих организаций, что обеспечит независимость и квалифицированность данной экспертизы.

Положение о независимой медицинской экспертизе разработано с учетом многолетнего  положительного  опыта работы крупнейшей профессиональной  медицинской некоммерческой организации в России, соответствующей части 5 статье 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» по созданию, практическому внедрению  и развитию системы независимой медицинской экспертизы в Российской Федерации, основанной на принципах экстерриториальности и анонимности при рассмотрении документов экспертами, а также на основании имеющейся практики по применению экспертных заключений независимой медицинской экспертизы в досудебном урегулировании медицинских споров, гражданском и уголовном судопроизводстве. Разработанные Союзом «НМП» принципы независимой медицинской экспертизы обеспечивают ее независимость и качество. Независимая медицинская экспертиза направлена на объективную оценку качества оказанной пациенту медицинской помощи, призвана защищать права пациентов и медицинских работников.

Проведение такого рода сложных комплексных экспертиз является одним из способов правовой защиты и граждан, и медицинских работников, поскольку предоставляет шанс получения компетентного комплексного исследования, проведенного лучшими представителями профессиональных организаций.

Председатель комиссии экспертов должно назначаться лицо, имеющее помимо высшего медицинского, также и высшее юридическое образование, ‎с целью возможности надлежащей оценки предоставленных для проведения независимой медицинской экспертизы материалов доследственных проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Предлагаемая модель регулирования независимой медицинской экспертизы может в случае внесения соответствующих положений в законодательство Российской Федерации также в будущем предусматривать наделение медицинских профессиональных организаций полномочиями по контролю за осуществлением указанных экспертиз, а также формирование единого реестра экспертов, осуществляющих указанные экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел ‎об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Утверждение проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проект постановления соответствует положениям Договора ‎о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации. 

https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=114528 
 


Положение о независимой медицинской экспертизе

 1. Настоящее Положение определяет порядок и случаи проведения независимой медицинской экспертизы.
 
2. Независимая медицинская экспертиза проводится по завершенным случаям оказания медицинской помощи на основании медицинской документации посредством проверки соответствия оказанной гражданину медицинской помощи требованиям законодательства Российской Федерации,
‎в том числе порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям по вопросам оказания медицинской помощи, в следующих случаях:
 
несогласия гражданина (его законного представителя), медицинской организации с оценкой своевременности оказания гражданину медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, с учетом критериев оценки качества медицинской помощи, с итогами ранее проведенных экспертиз по данному вопросу;
 
несогласия гражданина (его законного представителя), медицинской организации с оценкой возможной причинно-следственной связи между результатами оказания гражданину медицинской помощи и состоянием его здоровья;
 
принятия правоохранительными органами, судами соответствующего акта о назначении экспертизы в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации процессуальных действий.
 
3. Независимая медицинская экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), медицинской организации, а также на основании обращений правоохранительных и судебных органов.
 
4. Независимая медицинская экспертиза может быть проведена в отношении следующих объектов:
 
медицинской документации и иных документов (в том числе копий документов);
 
материалов процессуальных проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях.
 
5. Независимая медицинская экспертиза основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники, а также коллегиальности.
 
Независимая медицинская экспертиза проводиться также на основе принципа экстерриториальности, то есть проведения экспертизы вне территории субъекта Российской Федерации, в котором ранее гражданину была оказана медицинская помощь.
 
6. Независимая медицинская экспертиза проводится комиссией экспертов, создаваемой в качестве структурного подразделения профессиональными некоммерческими организациями, указанными в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – комиссия экспертов, экспертная организация).
 
7. В состав комиссии экспертов входит не менее трех членов, из которых не менее двух экспертов и один председатель комиссии.
 
8. Экспертом может быть специалист, имеющий высшее медицинское образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста по врачебной специальности, по которой проводится экспертиза, стаж работы по врачебной специальности, по которой проводится экспертиза, не менее 10 лет, прошедший дополнительную подготовку по вопросам экспертной деятельности, а также прошедший профессиональную аттестацию в соответствии с требованиями настоящего Положения.
 
9. Председателем комиссии экспертов может быть назначено лицо, имеющее высшее медицинское и высшее юридическое образование.
 
10. Эксперт не должен находиться в служебной или иной зависимости от медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь гражданину, а также от организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой медицинской экспертизы.
 
11. Профессиональная аттестация экспертов и аннулирование ее результатов, формирование и ведение единого реестра экспертов, осуществляется медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, их ассоциациями (союзами), которые одновременно соответствуют следующим критериям: объединяют в своем составе более 50 процентов медицинских профессиональных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 3 статьи 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; осуществляют не менее 3 лет деятельность в целях, указанных в части 1 статьи 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – профессиональная медицинская организация)
 
12. Порядок профессиональной аттестация экспертов, основания аннулирования ее результатов, а также порядок формирования и ведение единого реестра экспертов утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с профессиональной медицинской организацией.
 
13. Независимая медицинская экспертиза проводится на основании гражданско-правового договора, заключаемого между экспертной организацией и лицами, указанными в пункте 3 настоящего Положения (далее – заказчик экспертизы, договор о проведении экспертизы соответственно).
 
14. В договоре о проведении экспертизы в обязательном порядке указываются:
 
а) место и срок проведения независимой медицинской экспертизы;
 
б) предмет и объекты независимой медицинской экспертизы, порядок передачи объектов независимой медицинской экспертизы от заказчика экспертизы экспертной организации на временное хранение (при необходимости) и порядок их возврата заказчику экспертизы;
 
в) экспертной организации и заказчика экспертизы;
 
г) ответственность за нарушение взятых на себя обязательств экспертом, экспертной организацией и заказчиком экспертизы;
 
д) цена договора и условия оплаты экспертизы;
 
е) способ выдачи (направления) экспертного заключения заказчику экспертизы;
 
ж) вопросы к экспертной организации, сформулированные заказчиком;
 
з) другие существенные для экспертной организации и заказчика условия проведения экспертизы.
 
15. В случаях, определенных в абзацах первом и втором пункта 2 настоящего Положения, медицинские документы, передаваемые экспертам, не должны содержать сведений, позволяющих идентифицировать пациента и медицинскую организацию, за исключением указаний на возраст и пол пациента.      
 
16. Передача в рамках независимой медицинской экспертизы сведений, составляющих врачебную тайну, должна осуществляться с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
 
17. В случае, если в ходе независимой медицинской экспертизы будет выявлена целесообразность осмотра живых лиц или оценки вещественных доказательств (в том числе, биологических образцов) экспертная организация вправе обратиться к заказчику экспертизы и иным лицам с соответствующем запросом.
 
18. В случае, если по вопросам, поставленным комиссии экспертов, ранее проводилась какая-либо из экспертиз, указанных в статье 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», результаты данной экспертизы также передаются заказчиком экспертной организации. Факт проведения указанной экспертизы, а также ее результаты подлежат отражению в описательной части заключения комиссии экспертов.
 
19. В случаях, предусмотренных абзацами первым и вторым пункта 2 настоящего Положения, по обращению заказчика экспертизы в заседаниях комиссии экспертов с согласия экспертов могут принимать участие представители общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья.
 
20. Эксперт и экспертная организация обязаны:
 
а) обеспечить сохранность и возврат предоставленных заказчиком экспертизы объектов экспертизы и документов;
 
б) не разглашать без согласия заказчика экспертизы сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, за исключением сведений, необходимых для получения консультации по вопросу исследования объектов экспертизы у иных специалистов и организаций, а также сведений, указанных в подпункте "г" настоящего пункта;
 
в) отказаться от проведения экспертизы до заключения договора о проведении экспертизы, а в случае, если указанный договор заключен – не позднее суток после получения информации о наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы (при невозможности замены эксперта), в следующих случаях:
 
наличие близкого родства эксперта с заказчиком экспертизы (дети, супруги, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры);
 
владение экспертом или экспертной организацией ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика экспертизы;
 
заинтересованность в результатах экспертизы, вытекающих из заключения экспертизы, в целях получения выгоды в виде денежных средств, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц;
 
наличие долговых или иных обязательств эксперта или экспертной организации перед заказчиком экспертизы (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик экспертизы (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;
 
г) информирует правоохранительные органы, в случае, если в ходе экспертизы стало известно, что вред здоровью лица, в отношении которого проводится независимая медицинская экспертиза, причинен в результате противоправных действий, путем направления информации через экспертную организацию;
 
д) рассматривать обращения заказчика экспертизы;
 
е) в течении трех рабочих дней с момента получения информации
‎о наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы, указанных в подпункте «в» пункта 20 настоящего положения, уведомить заказчик экспертизы об отказе от проведения экспертизы или замене эксперта. 
 
21. Отказ эксперта и экспертной организации от проведения экспертизы, в случаях, предусмотренных подпунктом «в» пункта 20 настоящего Положения, не влечет ответственности за неисполнение положений договора о проведении экспертизы.  
 
22. Экспертная организация и эксперт от лица экспертной организации имеют право:
 
а) получать у заказчика на период проведения экспертизы необходимые объекты экспертизы;
 
б) осуществить замену эксперта в случае выявления обстоятельств, предусмотренных подпунктом «в» пункта 20 настоящего Положения.
 
в) обратиться к заказчику и иным лицам с соответствующем запросом о:
 
предоставлении дополнительных объектов, необходимых для проведения экспертизы; 
 
осмотре живых лиц или оценки вещественных доказательств (в том числе, биологических образцов);
 
г) получить оплату за проведенную экспертизу.
 
23. Заказчик экспертизы имеет право:
 
а) требовать у экспертной организации проведения экспертизы с надлежащим качеством и в установленные срок; 
 
б) передавать экспертной организации дополнительные объекты для проведения экспертизы;
 
в) участвовать с согласия экспертной организации в проведении экспертизы;
 
г) направлять обращения в экспертную организацию об участие представителей общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья в заседаниях комиссии экспертов. 
 
24. Заказчик экспертизы обязан:
 
а) передать экспертной организации на период проведения экспертизы необходимые объекты экспертизы;
 
б) рассматривать запросы экспертной организации;
 
в) осуществить оплату за проведение экспертизы.
 
25. Срок проведения независимой медицинской экспертизы составляет не более 90 календарных дней со дня подписания договора о проведении экспертизы и передачи объектов экспертизы, документов и может быть продлен в случае невозможности проведения независимой медицинской экспертизы в указанный срок в связи с чрезвычайными обстоятельствами на срок не более 90 календарных дней.
 
26. Методика проведения независимой медицинской экспертизы разрабатывается и утверждается профессиональной медицинской организацией и размещается на стартовой (главной) странице ее сайта.
 
27. По результатам проведения независимой медицинской экспертизы экспертной организацией оформляется заключение по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с профессиональной медицинской организацией (далее – заключение), в котором содержится следующая информация:
 
а) номер и дата составления экспертного заключения;
 
б) место проведения экспертизы;
 
в) сведения об эксперте (экспертах) (фамилия, имя, отчество (при наличии), специализация);
 
г) сведения о заказчике экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии) и год рождения физического лица или наименование и идентификационный номер налогоплательщика юридического лица);
 
д) вопросы, поставленные перед экспертом (в случае их наличия), и ответы эксперта на указанные вопросы;
 
е) сведения об объектах экспертизы;
 
ж) описание хода и результатов проведенных исследований с указанием примененных методов;
 
з) выводы экспертов по результатам проведения экспертизы, а также особое мнение каждого эксперта, проводившего экспертизу, в случае несовпадения мнения экспертов;
 
и) обоснование выводов экспертного заключения;
 
к) иная информация по решению экспертной организации.
 
28. Заключение подписывается комиссией экспертов, оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику экспертизы, второй – хранится в экспертной организации.
 
29. Информация о количестве и результатах независимых медицинских экспертиз, проведенных экспертными организациями, с целью сбора статистических данных, представляется в профессиональную медицинскую организацию, а профессиональной медицинской организацией – в Министерство здравоохранения Российской Федерации в порядке, в сроки и по форме, устанавливаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации с учетом мнения профессиональной медицинской организации.